Методика преподавания предмета «Технология» для леворуких детей в общеобразовательной школе. Учитель технологии высшей квалификационной категории МОУ лицей №59 г.СочиПанченко Алла Васильевна
У здорового человека оба полушария работают согласованно.Согласованная деятельность обоих полушарий делает возможным объединение физиологических механизмов образного и отвлеченного мышления. В осуществлении движения конечностями также участвуют оба полушария, при этом в «ведении» левого полушария находятся правые рука и нога, а в «ведении» правого – левые рука и нога.
Праворукому большинству человечества трудно представить себе, с какими проблемами сталкиваются левши в повседневной жизни. Практически все бытовые предметы, профессиональные инструменты, приборы приспособлены к оперированию ими правой рукой. Каждому левше приходится приспосабливаться к этому "правому" миру, переживая при этом дискомфорт.
Сложнее леворукий ребенок осваивает технику написания букв и все известные виды рукоделия, а это может вызвать трудности в школе. Эти трудности зачастую разрешаются естественным путем или при помощи подготовленного педагога. В настоящее время этой проблеме уделяется достаточно большое внимание: составляются методики обучения письму левой рукой, налаживается производство специальных прописей, выпускается специальная литература для педагогов и родителей, однако практически совершенно ничего не делается для того, чтобы научить левшу пришить пуговицу или научиться вязать.
Если хотите понять, каково живется левшам, попробуйте перевернуть все предметы, как бы наоборот. Скорей всего вы будете испытывать огромные трудности при обращении с самыми простыми вещами.
Советы родителям леворуких детей:1.Никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости. 2.Следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка. 3.Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья. 4.Определять ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года. 5.Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.
Сложность положения усугубляется тем, что нет методик обучения. В литературе больше обсуждается вопрос о воспитании таких детей, но нет конкретных разработок практических методик по трудовому обучению. Возникает необходимость индивидуального подхода к обучению леворуких учеников на уроках технологии. Поэтому целесообразно модифицировать методику вышивания, существующую для “правшей” в специальную систему обучения “левшей”, учитывая их различия между собой.
За время 20-летней работы в школе я перечитала много публикаций, но везде встречались только методики по вышиванию для учеников, владеющих правой рукой. Обратите внимание, я пишу «учеников», а не «учениц» и это не случайно, т.к. уже 15 лет работаю в группах и с девочками, и с мальчиками, что вносит также свои коррективы в учебный процесс. Однако для меня, равно как и для детей всегда возникала трудность при выполнении различных видов работ левой рукой. Это натолкнуло меня на мысль переработать существующие методики по обучению детей практическим навыкам на уроках технологии с перцептивной (перцепт -то, что воспринято) деятельностью, связанной с функциональной асимметрией мозга.
Перечитав массу книг по вышивке, я не нашла ни в одной из них рекомендаций для леворуких людей. Просмотрев все возможные интернет-ресурсы, я нашла только разработку урока на сайте Фестиваль педагогических идей в разделе «Открытый урок» учителя обслуживающего труда МОУ "СОШ № 15", г. Нерюнгри Полущенко Светланы Антоновнаы Вышивка в разделе "Рукоделие", в которой затронута эта, на мой взгляд, важная проблема. А детей, с преимущественным владением левой рукой, с каждым годом всё больше и больше появляется в школах. Наравне с другими детьми они стремятся овладеть таким видом рукоделия как вышивка и вязание. Именно это и натолкнуло меня на необходимость разработки собственной методики для леворуких детей. На основе этого, мною были разработаны технологические инструкционные карты методов вышивания “крестом”, технологические инструкционные карты для ручных работ при пошиве поясных изделий (фартука, юбки) в 5 - 6 классах, а также инструкционные карты для вязания крючком и спицами для леворуких учеников.
Но первоначально хочу предложить вам сравнительную таблицу, выполненную компьютерным методом зеркального отражения объекта, которая даёт наглядное представление о том, как видит процесс вышивания и выполняет его праворукий и леворукий человек.
Технологическая карта № 1 (вышивка крестом)«Семь шагов к успеху» Закрепляем ткань в пяльцы
Протяните иголку с ниткой из нижнего правого угла начальной «клеточки» с изнаночной стороны вышивки на лицевую.
Затем вставьте иглу с нитью в левый верхний уголок «клеточки» и протяните на изнаночную.
Проденьте иглу с ниткой в петельку, чтобы закрепить нить.
Затем сделайте стежок из левого нижнего угла «клеточки»
в правый верхний.
крестик готов!
Технологическая карта № 2 «Вывязывание цепочки из воздушных петель крючком»Положение крючка в руке. Крючок держим в руке как ручку.
Положение нити в руке. Возьмите конец нити и расположите её вокруг пальцев.
Выполнение соединительной петли. Сформируйте петлю и введите крючок слева на право
Выполнение воздушной петли. Захватите нить крючком, чуть затяните её пальцами и протяните через петлю
Данная методика разработана в помощь учителю технологии и является результатом моих многолетних наблюдений и исследований при работе с детьми, выполняющими все виды рукоделия и других работ только левой рукой. Но она, прежде всего, предназначена для детей, позволяет всем им гораздо легче адаптироваться в мире правшей. Помогает выполнять творческие работы, полностью используя свой потенциал и свои возможности, не ущемляет интересы леворуких учеников. Наоборот это позволяет им чувствовать себя уверенно в любом жизненном пространстве и быть равными среди равных.