УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА Тема« Вселенная в алфавитном порядке»Дронова И.В.
Цели: Учить детей определять понятия «лексика», «лексическое и грамматическое значение слова» ; толковые словари; важность обогащения лексического запаса;Формировать умения употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; воспитание потребности пользоваться толковым словарем;Воспитывать любовь к родному языку , развивать культуру речи учащихся.
К.Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, писал: « Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий»
К.Паустовский писал: «Тот народ, который создал такой язык , - поистине великий и счастливый народ»
Запись в тетрадях: «Лексика – это словарный состав языка»-Слово лексика происходит от греческого лексис - слово, выражение, оборот.
Отрывок из повести К.Паустовского «Золотая роза» Первое «лесное» слово, какое меня совершенно заворожило, было глухомань… Я впервые услышал его от лесников. С тех пор оно связано в моем представлении с дремучим, замшелым лесом, сырыми чащами, заваленными буреломами, с йодистым запахом прели и гнилых пней, с зеленоватым сумраком и тишиной. А затем уже шли настоящие лесные слова: корабельная роща, осинник, мелколесье, песчаный бор, мшары, гари, живица, березняк, лесной кордон пустошь, просека, дубрава и много других простых слов, наполненных живописным содержанием.
Толковать- разъяснять, объяснять, выяснять значение или смысл слова.Французский писатель А.Франс писал: «Словарь-это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь- это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!»
Слово имеет лексическое значение (изучает раздел языкознания -- лексика) и грамматическое значение (изучает морфология)
Физкультминутка Солнце яркими лучами Щеки нам ласкает К солнышку потянемся С любым заданием справимся
Лексический диктант Сильная снежная вьюга, метель, снежная буря …..Безмоторный летательный аппарат … Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника…..Аппарат для чистки от пыли помещения или вещей…..Требуется указать грамматическое значение угаданных слов.
Дидактическая игра «Закончи предложение» Известный французский писатель А. Франс назвал словари удивительным словом…… Это место, где ……Я думаю, что словарная статья – это….В ней мы можем узнать следующую информацию…..Основное значение слово….
Отгадать загадки В иголках бугорок мышку поволок.Красна, сладка, душиста, растет низко, к земле близко.На стеблях белеют чашки, а в них нитка да рубашка.Что в загадке помогает узнать ответ?
Работа со «Школьным толковым словарем русского языка» Найдите в «Школьном толковом словаре» значение слова бережливыйСоставьте и запишите предложение с этим словом. Определите его грамматическое значениеПосмотрите, как словарь толкует слово бережный .Составьте с ним предложениеВыберите нужное слово, запишите полученное предложение. Объясните постановку тире в предложении.(Бережное, бережливое отношение к русскому слову- это долг и обязанность каждого человека, изучающего русский язык.
Беседа по вопросам Делается вывод о важности понимания значения слова и его правильного употребленияВыставляются результаты за работу на урокеДомашнее задание