* Урок русского языка в 8 классе Тема: "Обособление второстепенных членов предложения. Роль причастных и деепричастных оборотов в речи"
* Море
* Чем отличаются тексты? а) Перед ними необозримо расстилалось море, залитое лучами утреннего солнца. Волны, маленькие игривые барашки, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт. Далеко в море, напоминая шрам, виднелась коса. И там, на краю моря, облаков было бесконечно много. (М.Горький) б) Перед ними необозримо расстилалось море. Волны тихо бились о борт. Далеко в море виднелась коса. И там облаков было бесконечно много.
* Охарактеризуйте схемы Какой? х 1. СУЩ., причастный оборот, … Какой? х Причастный оборот СУЩ. Какой? х 3. Причастный оборот, ЛИЧНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ
* Что делая? х 1. ГЛАГОЛ, деепричастный оборот,… - . - . - . - . - . - . - . - . - . - Что сделав? х 2. …, деепричастный оборот, ГЛАГОЛ - . - . - . - . - . - . - . - . - . - Охарактеризуйте схемы
* Марина Цветаева Кто создан из камня, кто создан из глины, - (1) А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская… Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня - видишь кудри беспутные (2)эти? - Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной – воскресаю! Да здравствует пена – весёлая пена – Высокая пена морская! 23 мая 1920 г. Повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом
* Задания к стихотворению М.Цветаевой «Кто создан из камня…» 1. Укажите, какой из стилистических приемов выделен в первом предложении 1) Анафора 2) Параллелизм 3)Рефрен 2. Какое средство выразительности выделено в тексте под цифрой (2)? 1) метафора 2) эпитет 3) градация 3. Запишите словообразовательную цепочку слова БЕСПУТНЫЙ ПУТНЫЙ ПУТЬ
* Максимилиан Волошин Р…внина вод колыш….тся широко(1) Обведена серебря….ой каймой*. Мутится мыс* (2) зубчатою стеной(3) Ступив на зыбь* (4) расплавле….ого тока. Тума…ый день раскрыл златое око(5) И бледный луч (6) расплеска…ый волной(7) Скользит(8) дробясь (9)над мутной глубиной,- То колос дня от пажитей* востока…
* Задания по стихотворению Укажите лексическое значение слов: Кайма – Мыс – Зыбь – Пажить - отличающаяся по цвету полоса на краю ткани часть суши, выдающаяся острым углом в море легкая рябь на воде пастбище, на котором пасется скот
* Задания по стихотворению В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? 1) 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9 2) 1, 2,4, 5, 6, 7, 8 3) 1, 3, 5, 6, 7, 8
* Максимилиан Волошин Равнина вод колышется широко, Обведена серебряной каймой. Мутится мыс , зубчатою стеной Ступив на зыбь расплавленного тока. Туманный день раскрыл златое око, И бледный луч, расплесканный волной, Скользит, дробясь, над мутной глубиной,- То колос дня от пажитей востока…
* Задания по стихотворению Сколько словосочетаний со связью СОГЛАСОВАНИЕ во втором четверостишии? туманный день златое око бледный луч луч расплесканный над мутной глубиной
* И.К.Айвазовский И.К.Айвазовский "Море. Коктебель" 1853г.
* На картине Айвазовского изображено раннее утро после ……………………………ночи. Первые лучи солнца осветили океан,………………………………, и людей,……………………… Зритель,……………………………,понимает, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел,…………………………, экипаж корабля, как гибли,………………………………, моряки. Распространите текст причастными и деепричастными оборотами
* Домашнее задание Придумайте продолжение истории, изображенной на картине И.К.Айвазовского "Девятый вал". На обратной стороне опорной карты запишите свою историю, состоящую из 10-12 предложений, осложненных обособленными причастными и деепричастными оборотами.