Обособление второстепенных членов предложения К уроку «открытия» нового знания в 8 классе по русскому языку.
Цель урока: познакомить с признаками обособленных членов (смысловыми, грамматическими, интонационными и пунктуационными)Задачи урока: Закрепить знания о причастном и деепричастном оборотах, умения выделять их в предложениях Формировать представление об обособлении и смысловой самостоятельности обособленных членов Формировать навыки опознавания обособленных членов, выраженных причастными и деепричастными оборотами
Словарно - лексическая работаАфоризм – краткое выразительное изречение. Изречение – кратко изложенная мысль. Псевдоним – вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля.
Глядя на мир, нельзя не удивляться// Козьма Прутков Согласны ли вы с этим утверждением? Запишите эпиграф и проанализируйте графически его с точки зрения строения, пунктуации. Что вам известно об авторе этого афоризма?
Проверка Повествовательное (сообщение) Невосклицательное Односоставное, безличное (нельзя + инфинитив = составное глагольное сказуемое) Распространенное Полное Осложнено деепричастным оборотом д/о сгс [- ∙ -, == ]
Объяснительное письмоЖил в д…вятнадцатом веке писатель которого н…когда (не) было. Биография была книги написа(н,нн)ые ярко и образно были а его (не) было. Имя этого писателя – Козьма Прутков. Под этим именем, интересным псевдонимом, писали юм..ристические произведения Алексей Константинович(..) Толстой и братья Жемчужниковы. Козьме Пруткову принадлежат не только стихи и драмы но и глубокомысле(н,нн)ые изр..чения прочно вошедшие в нашу реч(..). Именно он утверждал что счастье находит…ся в руках самого человека: «Если хочешь быть счас..ливым, будь им».
Проверка СПП СП с разными видами связи. 2-ая часть осложнена п/о 3) ПП. Тире между подлежащим и сказуемым ПП с обособленным приложением и о/ч (подлежащими) 5) ПП с о/ч (подлежащими) и п/о 6) ПР; СП с разными видами связи
Словарная работа «ОБОСОБИТЬ»: Кого-что. Книжн. Выделить из общего, создав особое от других положение. О. небольшой участок в саду. Что. Лингв. Сделать самостоятельным (по интонации), составной частью предложения. «ОБОСОБЛЕННЫЙ» Стоящий особняком, отдельный. Задание. Опираясь на толкования, попробуйте дать определение понятия “обособление”.
Работа с учебникомПрочитайте, что такое обособление в учебнике § 32 на стр. 142 – 143. Задания по выбору: № 1. Изучите схему о группах обособленных членов предложения и подготовьте связный рассказ № 2. Составьте свою схему «Признаки обособленных второстепенных членов предложения» № 3. Определите роль обособленных членов предложения.
1. ОБОСОБИТЬ = ВЫДЕЛИТЬ (по смыслу, интонационно, с помощью знаков препинания).2. Признаки обособленных второстепенных членов Смысловые Грамматические Интонационные Пунктуационные 3. Роль обособленных членов предложения. Делают речь образной, яркой, эмоциональной.
Конструирование предложений с разными видами обособления. Задание: из двух предложение составить одно, осложненное обособленным членом. Небо было усеяно звездами.- Небо всегда уподоблю груди заслуженного генерала. Смотри вдаль – увидишь даль; смотри в небо – увидишь небо; смотри в зеркало – увидишь только себя. - Взгляд в маленькое зеркальце. Гений подобен холму. - Холм возвышается на равнине. Бросая в воду камешки, смотри на круги, иначе такое бросание будет пустою забавою. - Камешки образуют круги на воде.
Составление высказываний Копая другому яму… Единожды солгавши… Принимаясь за дело… Что имеем – не храним… Взирая на высоких людей и на высокие предметы… …не излишне придерживать картуз свой за козырек. …соберись духом. … потерявши плачем. …кто тебе поверит? …сам в нее попадешь.
АнкетированиеЧто нового я узнал(а) на уроке? Пригодятся ли мне полученные знания в жизни?
Домашнее задание§ 32 (связный рассказ) Упражнения № 240, 242-243, 244 (по выбору).
ПРУТКОВ Козьма, коллективный псевдоним, под которым в журналах «Современник», «Искра» и др. выступали в 1850—60-е гг. поэты А. К. Толстой и братья Жемчужниковы (Алексей, Владимир и Александр Михайловичи). Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и самый его образ высмеивали умственный застой, политическую «благонамеренность», пародировали всю русскую поэзию. Если хочешь быть красивым, поступи в гусары. Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану. Первый шаг младенца есть первый шаг к его смерти. Щёлкни кобылу в нос - она махнёт хвостом. Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе. Если на клетке слона прочтёшь надпись "буйвол", не верь глазам своим. Вакса чернит с пользою, а злой человек - с удовольствием. Девицы вообще подобны шашкам: не всякой удаётся, но всякой желается попасть в дамки. Всякая человеческая голова подобна желудку: одна переваривает входящую в оную пищу, а другая от неё засоряется. Козыряй! Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою. Одного яйца два раза не высидишь! Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно. Мудрость, подобно черепаховому супу, не всякому доступна. У человека для того поставлена голова вверху, чтобы он не ходил вверх ногами. Никто не обнимет необъятного.
Использованные источники:Учебник для ОУ. Русский язык. 8 кл. под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. М: Дрофа, 2008, 2009 г.г. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 8 класс»Е.А. Влодавская. М: Экзамен, 2007 г. Русский язык в школе № 6 – 2006 г. Урок по теме «Обособленные члены предложения» Добротина И. Г. Стр. 40. Приложение «Федеральный государственный стандарт основного общего образования». Афоризмы Козьмы Пруткова.
МКОУ СОШ им. Героя России М. Пассара Найхинского сельского поселения. Учитель русского языка и литературы Мироненко Е.П. Март 2012 г.