Урок развития речи. Сочинение-описание по картине А.Пластова "Летом"
Цели урока: Познакомить с творчеством русского художника А.А.Пластова.Приобщать учащихся к искусству: литературе, живописи, музыке.Развивать монологическую связную речь учащихся, учить составлять описание внешности человека, природы.Работать над расширением словарного запаса учащихся, развивать орфографическую и пунктуационную грамотность.
Слово о мастере. Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, широко известный в нашей стране и за рубежом как певец русской деревни и русской природы.Пластов родился в деревне Прислониха (Ульяновская область). Здесь прошло его детство, вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота родной земли, выражено глубокое восхищение человеком-тружеником.
«Я люблю эту жизнь. И когда из года в год видишь её….. думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать».
Картины А.Пластова. 1937 – «Колхозное стадо» «Колхозный праздник».1942 – «Немец прилетел».1945 - «Жатва» «Сенокос».1946 – «Первый снег».1948 – «Хлеба».1951 – «Ужин трактористов».1952 – «Родник»1954 – «Летом». «Весна».1964 – «Солнышко» «Мама».
Дети - герои картин Пластова. Любимые герои Аркадия Пластова – деревенские ребятишки – присутствуют почти в каждом его полотне. («Витя-подпасок», «Первый снег» и другие).«Ребятишек я люблю, - говорил он. – Как описать их прелесть? В детском лице на открытом воздухе – ясность, свежесть цвета, приближающаяся по красоте к звукам. Писать ребятишек – одно наслаждение».
Художественное кредо мастера. «Нет, не пейзаж влечёт меня,Не краски жадный взор подменит.А то, что в этих красках светит:Любовь и радость бытия».
Как здесь свежо под липою густою – Полдневный зной сюда не проникал,И тысячи висящих надо мноюКачаются душистых опахалА там, вдали, сверкает воздух жгучийКолебляся, как будто дремлет он.Так резко – слух снотворный и трескучийКузнечиков неугомонный звон.За мглой небес синеют неба своды,Как дымкою подёрнуты слегка,И, как мечты почиющей природы,Волнистые проходят облака. А.А.Фет.
Лето особенно привлекает художника – это время года, когда вся природа находится в расцвете. В картине «Летом» Пластов показал богатство и щедрость родной земли, заслуженный отдых простых тружеников, утомленных сбором грибов и ягод.
Что прежде всего привлекает внимание?Что растет на поляне?Опишите девочку, её позу. Во что она одета? Что в наряде особенно бросается в глаза?Что можно сказать о лице девочки?Опишите бабушку. Почему художник так отчетливо изобразил руки женщины? Какие они?Кого мы ещё видим на картине?Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?Как музыкальный фрагмент (И.Гайдн «Адажио») помогает понять настроение картины? Попробуйте выразить его словами.
С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение. Вызывает определенное настроение. Желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называют тёплыми. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, темно-голубой. Фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они обычно вызывают чувства грусти и печали.Картина обладает притягательной силой. С помощью красок художник сумел передать в картине разморенных жарой людей, и собаку, и знойный полдень. Вся картина как бы наполнена дыханьем летнего дня, запахами трав.
Сбор словесного материала.
Работа над финалом сочинения. Богатство цветущей природы художник передает праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные. Яркие насыщенные цвета, которые придают картине особую красоту и жизнерадостность, создают светлое настроение.
План сочинения. Солнечный день.Лесная полянка.Девочка.Бабушка.Собачка.Чем привлекательна картина.
Подведение итогов урока. Аркадий Пластов не уставал любоваться красотой родной земли, её удивительной способностью приносить урожай. Этот восторг художника перед вечной красотой и силой земли ощущается во всех её проявлениях. Кто сравнится с Пластовым в умении передавать свет солнца. Его живительную влагу и тепло. Словно волшебник, поймав лучи солнца на кончик кисти, он заполнил ими свои полотна, вдохнув в них жизнь и красоту.
Сияет солнце, воды блещут,На всем улыбка, жизнь во всём.Деревья радостно трепещут,Купаясь в небе голубом.Поют деревья, блещут воды,Любовью воздух растворен,И мир, цветущий мир природыИзбытком жизни упоен. Ф.И.Тютчев.
Для удобства работы в классе воспользуйтесьинформационным бюллетенем. Информационный бюллетень