Презентация к уроку русского языка. 4 класс Развитие речи. Сочинение-описание «Русская берёзка» Выполнила: учитель МОУ «Гимназия № 18»Крупенина Оксана Вячеславовна Г. Магнитогорск, 2011
Внимание, проверь, дружок,Готов ли ты начать урок?Всё на месте, всё в порядке,Книжки, ручки и тетрадки?
Отгадать загадку. Белый чёрным шитСарафан на ней.Ветер к ней спешит,Чешет кудри ей,Зелена коса развивается,В ярком солнышке купается.
- Ребята, как вы догадались, что это берёза? -Разве у берёзы есть белый сарафан?- Как в загадке описываются ветки берёзы?- В каком стиле написана загадка? - Каковы особенности художественного стиля речи?
В художественном стиле используются сравнения, эпитеты. Он употребляется в художественной литературе. Его цель: воздействие на чувства читателя, слушателя.Художественный стиль – образный, выразительный, эмоциональный. С его помощью читателю передаются чувства, которые испытывает автор.
Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться составлять описание берёзы в художественном стиле. К берёзе в России относятся с особой любовью. Её воспевают в песнях, ей посвящают удивительно проникновенные стихи, художники изображают её красоту на картинах.
Наши предки считали берёзу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женскую красоту. Берёзе посвящён летний церковный праздник Семик, во время которого белоствольную красавицу окружают всеобщим вниманием. Девушки украшают берёзку лентами, цветами, водят вокруг неё хороводы, поют песни, плетут венки. Поэт Сергей Есенин назвал Россию “страной берёзового ситца”.
Берёза – символ нашей Родины.Белолица, белоствольна, Как невеста, горда и нежна.Словно русская песня раздольная,К небесам устремилась она.Наряд её лёгкий чудесен,Нет дерева сердцу милей.И сколько задумчивых песенПоётся в народе о ней.Он дарит ей радость и слёзы,И так уж она хороша,Что, кажется, в шуме берёзыЕсть русская наша душа.
Начнём со сбора материала к сочинению. Для этого мы познакомимся с художественными текстами, стихами, песнями, посвящёнными берёзе. Будем учиться у мастеров художественного слова. Работа в группах:найти описание берёзы в тексте Д.Кайгородова, в стихотворениях русских поэтов, в отрывке из песни Л. Зыкиной.
На уроке изобразительного искусства каждый нарисовал свою берёзку: зимнюю, летнюю, весеннюю и осеннюю. Я предлагаю украсить ваши рисунки с берёзами словами-помощниками: эпитетами, сравнениями и прилагательными, которые пригодятся вам для написания сочинения.
Самостоятельная работа учащихся: написание сочинения-описания: «Русская берёзка».Ребята, постарайтесь описать берёзу красочно, образно, ярко, выразительно, так, чтобы все увидели красоту вашей берёзки, залюбовались ею.
Спасибо за урок!