«Музеи в орбите учебно-воспитательного процесса в начальной школе: эффекты и феномены»Н.И.Ермолаева учитель начальных классов МОУ Лицея № 15 Заводского района г.Саратова
Основные вопросы:Каким образом взаимодействие с музеями дополняет учебную деятельность младшего школьника?Какие задачи решает учитель на основе взаимосвязи с музеями?Как влияет посещение музеев города на духовно – нравственное развитие личности младшего школьника?
При исследовании использовала документы:-Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.-М.: Просвещение,2009.-анализ Ермолаевой Н.И. выполнения рабочей программы во 2 «А» классе за 2009-2010уч.г.-классный журнал 2 «А» класса за 2009-2010 учебный год Муниципального общеобразовательного учреждения Лицея№15 Заводского района г. Саратова;-рабочая программа учителя Ермолаевой Н.И. за 2 класс по УМК Л.В. Занкова;-план классного руководителя Ермолаевой Н.И. внеклассной работы за 2 класс;-отчёт классного руководителя Ермолаевой Н.И. по внеклассной работе за 2008-2009уч.г;за 2009-2010 уч.год.
К методам исследования отнесем:Наблюдение; Анкетирование; Беседа;Системный анализ по отзывам учеников; Самооценка;Проведение обсуждений и обмен впечатлениями, с последующим анализом результатов;Конкурсы знатоков;Бой эрудитов.
Освещение проблемы на примере посещения экскурсии в областной музей краеведения по теме: «Традиционные праздники русского народа» (2 класс).
Каким образом взаимодействие с музеями влияет на учебную деятельность младшего школьника?
Комплексное взаимодействие предметов учебного цикла и посещение музеев города (2009-2010 уч. год) 2 класс.
Выход в музеи и сопутствующее изучение темы часто заканчивается внеклассным мероприятием для учеников начальной школы или имеет выход на другой внеклассный вид деятельности.
Выводы по первому вопросу:Каким образом взаимодействие с музеями влияет на учебную деятельность младшего школьника?Открывает культурные горизонты ученика.Вырабатывается гражданская позиция и развивается умение хранить и уважать наши духовные ценности.Обогащается внутренний мир ребёнка.Способствует росту мотивации обучающихся к учебному труду, повышает познавательную активность школьников.Учится высказывать своё мнение, вступать в диалог. Проводить исследовательскую работу.
Какие задачи решает учитель на основе взаимосвязи с музеями?
Анализ наблюдений по личностному росту учеников 2А класса
Самое главное достижение – это способность учащихся к активной творческой деятельности.
Динамика творческой активности младшего школьника.(На материале отчётов классного руководителя Ермолаевой Н.И. за 1 класс 2008-2009уч.г.; за 2класс 2009-2010уч.г.)
Выводы по второму вопросу: Какие задачи решает учитель на основе взаимосвязи с музеями?Воспитывается культура слушания и общения.Развивается умение удерживать внимание и выделять главное.Расширятся область познания.Создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников; развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию; повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации учебных целей.Прослеживается на основе участия каждого ученика в деятельности, личностный рост ученика.
Как влияет посещение музеев города на духовно – нравственное развитие личности младшего школьника?
Прослеживая и анализируя самостоятельное чтение детей по дневникам чтения можно определить: чтение классической советской и зарубежной литературы-50%,научно-популярной литературы-70%, современных авторов -40%. Взросление детей наблюдается и при анализе литературных произведений. Понимают глубину, обсуждают и дают оценку нравственным поступкам героев.У 40% учащихся наблюдаются интересные решения при написании классных сочинений. Чувствуется глубина в их рассуждениях, они доказывают свою мысль.
Выводы по третьему вопросу:Как влияет посещение музеев города на духовно – нравственное развитие личности младшего школьника?Экскурсии, лекции, беседы музея становятся открытиями в познании ребёнка особенностей его характера, внутренней и внешней линий поведения. Обращение к духовным истокам нашего народа, способствуют формированию нравственных качеств личности, обогащению интеллекта.Ученик учится применять полученные знания на практике.Формирование у учащихся навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.
Выводы по теме:«Музеи в орбите учебно-воспитательного процесса в начальной школе: эффекты и феномены»
Тема духовно-нравственного развития и воспитания личности на сегодняшний день очень важна и востребована.
Показано как данный вид деятельности открывает культурные горизонты ученика.
Выявлено, что знакомясь с национальными ценностями, национальными духовными традициями через посещение музея ребёнок обогащает внутренний мир, приобщается к традициям нашей страны.
Рассмотрены аспекты, которые способствуют росту мотивации обучающихся к учебному труду, повышают познавательную активность школьников, обогащают интеллектуально – познавательный мир и позволяют накопить ученику нравственно- эстетический опыт.
Определены необходимые составляющие обеспечивающие духовно – нравственное развитие личности младшего школьника на основе взаимосвязи с музеями.
Литература:Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.-М.: Просвещение,2009.с. 53.Нечаева Н.В. «УМК развивающей системы Л.В. Занкова в 21 веке»// Журнал Практика образования-М.,2009.№3. с. 2.Нечаева Н.В., Рощина Н.Н. «Педагогическая система развивающего обучения Л.В. Занкова: Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2006.с.112.Стрелкова. Л.П. «Уроки-сказки»- М.:«Педагогика», 1990.с.118.Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т.- М., 1981. т.3. с. 403.