Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я Тема урока:
Цель урока: 1) Познакомиться с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я; 2) формировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;3) продолжить формировать навык транскрибирования.
Разминка. 1) Что такое фонетика?2) На какие группы делятся звуки? 3) Какие пары образуют согласные звуки?4) Назовите непарные твердые и мягкие.5) Назовите непарные звонкие и глухие. 6) Сколько гласных букв и звуков в русском языке? Назовите их.
Понаблюдаем за буквами Е, Ё, Ю, Я в позиции после согласных. СнегЛёдДарюГирлянда
Понаблюдаем за этими же буквами, но в других позициях.
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Буквы Е, Ё, Ю, Яобозначают Два звука:Е [й’э] Ё [й’о]Ю [й’у] Я [й’а] В начале слова После гласныхПосле разделительных Ъ и ЬОдин звук:Е [э]Ё [о]Ю [у]Я[а]После согласных и указывают на мягкость предыдущего согласного
О чем идет речь? Игловидный или чешуйчатый лист некоторых (обычно вечнозеленых) деревьев или кустарников.Сделанная из снега женщина.Сильный ветер со снегом, вьюга.Метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли.Персонаж повести Гоголя «Ночь перед Рождеством», спустившийся вместе с Солохой в трубу.
Затранскрибируйте слова:Хвоя, Черт, метель, Снежная баба, позёмка. Составьте с этими словами предложения, соответствующие схемам:1) [ ], а [ ].2) А: «П»!3) [О,…]?4) [О, О, О].5) [ ], (что…)
Распределите слова в три колонки. Работа в парах. Актер, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.Количество букв и звуков совпадает.Звуков больше, чем букв. Букв больше, чем звуков.
Запишите слова по их транскрипции. Составьте с этими словами словосочетания. [с’эл] и [сй’эл] – вариант 1.[пал’от] - [пал’й’от] – вариант 2.
Минутка для шутки. Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:Из слова лен – цифру,Из слова лей – название дерева,Из слова шей – просьбу,Из слова лед – материал для крыши,Из слова шел – неправду.
Выучить правило.Упражнение 314.