Классификация шрифтов. Применение шрифтов Знакомство с различными гарнитурами шрифтов. Урок изобразительного искусства 3 24 в 8 классе по программе В.С.КузинаАвтор: учитель изобразительного искусства и черчения Маливанчук Н.Ю.
Цели и задачи урока Цель: ознакомить учащихся с видами письма. Классификацией шрифтов. Применением шрифтов. Историей русского шрифта.Задачи: Научить учащихся выполнять декоративные шрифты различной сложности; Развивать творческое воображение учащихся;Воспитывать стремление добросовестно и рационально выполнять учебные задания.
Шрифт (нем. Schrift ← schreiben — писать) — графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка.В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста.Группа шрифтов разных видов и кеглей, имеющих одинаковое начертание, единый стиль и оформление, называется гарнитурой.
Появилось иероглифическое письмо. Первые книги были глиняные, писали текст деревянной палочкой - клином ( клинопись). Появилось буквенно-звуковое письмо, алфавит.
История развития шрифтов Первый алфавит литеро-фонетического письма создали финикийцы. Этот алфавит стал первоисточником большинства алфавитов мира — греческого, латинского, кириллического и прочих.Греки усовершенствовали финикийский алфавит, введя в него гласные звуки-литеры. Знаки литеры его очень простые, имеют чёткие линии одной толщины, и состоят из простых геометрических форм круга, треугольника, отрезка. Древнегреческий алфавит стал первым алфавитом в Европе. Финикийский алфавит
История развития шрифтов Латинский и русский алфавит построены на единой графической основе и возникли они с древнегреческих надписей — капиталов. Маюскул высекался на каменных плитах, колоннах, триумфальных арках. Одним из видов рукописного маюскула было письмо квадрата. Литеры такого письма характеризуются плавными утолщениями и засечками. Более узкие и декоративные литеры — рустика. Ещё вариант рукописного римского письма — курсив. Образец римского капитального письма. Надпись на колонне Траяна в Риме
История развития шрифтов В VI веке появляется новый стиль письма — унциал. Литеры этого шрифта характеризовались выступом концов за пределы верхних и нижних линий ряда. Развитие данного шрифта является полуунциал. Этот период стал переходным от маюскульного письма к минускульному.
История развития шрифтов Круглоготический, швабский шрифт стал переходной формой к письму эпохи Возрождения. В это время возрастает внимание ко всему античному, копии античных текстов переписывают шрифтом, получившем название «антиква». В это же время появляются первые трактаты про строение литер на основе квадрата, его диагоналей и вписанного в квадрат круга. Автор трактата Лука Пачоли. Литера «А». Лука Пачоли, 1509 г.
История развития шрифтов В трактате Жоффруа Тори «Цветущий луг», литеры построены в квадрате, со сторонами, поделенными на 10 частей.Альбрехт Дюрер разработал свой шрифт, литеры которого также вписывались в квадрат. Литера «А». «Цветущий луг», Жоффруа Тори, 1526 г. Литера «А». Альбрехт Дюрер, 1528 г.
История развития шрифтов В IX веке распространяется каролингский минускул — шрифт, литеры которого используются и в наше время.В XI—XII веках развивается готическое письмо. Готический шрифт имеет множество разновидностей по характеру начертания: текстура, бастарда, ротунда, декоративный, ломбардские версалы, а позже фрактура.
Славянские шрифты В XVIII веке, наряду с европейскими начинают развиваться и русские шрифты, которые до этого развивались самостоятельно, имели основу греческую и назывались кириллица и глаголица.Самые древние шрифты — устав и полуустав — выполнялись со всей строгостью и чёткостью, следуя правилу — уставу — от чего и пошли их названия. С развитием письменности появилась скоропись, которая отличалась быстрым, свободным стилем, с росчерками, петлями, выходящими далеко за границы рядов. Скоропись становится искусством каллиграфии XVII веке. Ей писались грамоты и официальные документы.
Славянские шрифты
Современные шрифты На рубеже XVIII—XIX веков в искусстве шрифтов произошли значительные изменения — появились новые разнообразные шрифты для разных потребностей (книг, газет, плакатов, афиш, рекламы). Был разработан новый шрифт — египетский, который отличался одинаковой толщиной всех линий и засечек. Немного позже появился шрифт гротеск (рубленый), линии литер которого были одинаковой толщины, но засечек не имели. Было разработано целое семейство гротескных шрифтов.
Алфавит Antonio Basoli 'Alfabeto Pittorico',1839,25 букв
Домашнее задание Сообщения на следующие темы:Кириллица.Глаголица.Устав.Полуустав.Скоропись.Гражданский шрифт Петра I.
Источники Алфавит Antonio Basoli 'Alfabeto Pittorico',1839,25 букв. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/alfavit-antonio-basoli-alfabeto-pittorico183925-bukv;Понятие шрифт. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%F0%E8%F4%F2;Финикийское письмо. Режим доступа: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Phoenician_alphabet.svg?uselang=ru;Маюскул. Режим доступа: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Arch.of.Titus-Inscription.jpg?uselang=ru;Готический шрифт. Режим доступа: http://www.print-info.ru/articles/view/227/ ;Готический шрифт. Режим доступа: http://dzja.narod.ru/shrift03.html;Унциал. Режим доступа: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Codex_vaticanus.jpg?uselang=ru;Антиква. Режим доступа: http://dzja.narod.ru/shrift01.html;Кириллица. Режим доступа: http://dzja.narod.ru/shrift06.html;Апостол. Режим доступа: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Apostol_1564_Spread.jpg?uselang=ru;