Учитель начальных классов КОГОБУ СОШ с УИОП г. Омутнинска Мокрушина Елена Геннадьевна Урок отработки умений и рефлексии
«Научиться играть на флейте можно, только играя самому». Сократ
Приоритетные цели современного образования: усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество. способность личности к самоопределению и самореализации, к рефлексивному анализу собственной деятельности
Типология уроков ФГОС - 1
Уроки отработки умений и рефлексии как эффективное средство повышения качества знаний учащихся начальной школы.
Цели уроков рефлексии 1. Формировать умения применять изученные понятия, алгоритмы и т. д. 2. Формирование способности учащихся к фиксации собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализация проекта выхода из затруднения.
Логика построения урока рефлексии на основе ТДМ
Этапы урока рефлексии 1) Мотивация к коррекционной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности. 3) Локализация индивидуальных затруднений. 4) Построение проекта коррекции выявленных затруднений. 5) Реализация построенного проекта. 6) Обобщение затруднений во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия деятельности на уроке.
Мотивация коррекционной деятельности (1-2 мин.) - Ребята, для того, чтобы узнать тему и цели урока вам предстоит разгадать шараду и записать слово. Первая буква есть в слове сурок, Но нет этой буквы в слове урок. А дальше подумай, и краткое слово Средь умных ребят ты найдешь у любого. Две буквы у мамы возьми без смущения, И в целом получишь итог от сложения. СУ-ММА ?
Мотивация коррекционной деятельности (1-2 мин.) Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебный процесс через диалог. Цель этапа: включение в учебную (коррекционную) деятельность на личностно значимом уровне. 1. Знаю, как находить и исправлять свои ошибки (норма коррекционной деятельности) 2. Хочу … 3. Могу … (содержательные рамки) 4. Зачем мне надо …
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности (8–12 мин) Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. 1. Актуализация необходимых ЗУН 2. Обобщение ЗУН 3. Пробное учебное действие 4. Фиксация затруднения
Перенос слов Ро – ди -на, со -весть, ма - ма. Отец, экс - кур - сия, Ма - рия. Зорь - ка, паль - то, подъ - езд. Тай - на, строй - ка, трой - ка. Пер - рон, мил - лион, тон - на.
Перенос слов: 1. Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: Ро – ди -на, со -весть, ма - ма. 2. Слог из одной буквы нельзя оставлять на строке или переносить на другую: отец, экс - кур - сия, Ма - рия. 3. Нельзя переносить на другую строку буквы Ь, Ъ: зорь - ка, паль - то, подъ - езд. 4. Нельзя переносить на другую строку букву Й: тай - на, строй - ка, трой - ка. 5. При переносе слов с двойными согласными одну букву нужно оставлять на строке, а другую переносить: пер - рон, мил - лион, тон - на.
Раздели слова для переноса: Война, сейчас, полька, кольцо, подъём, большая, сумма, бассейн, осенняя.
Самопроверка по образцу Фиксация совпадения и несовпадения результата ( без исправления ошибок). Выявление индивидуальных затруднений.
Эталон для самопроверки самостоятельной работы №1
Фиксация результатов
3. Локализация индивидуальных затруднений (6–7 мин) Пошаговое сопоставление работ с эталоном ( фронтально с проговариванием во внешней речи) Цель этапа: осознание места и причины собственных затруднений при выполнении заданий. 1. Указываю номера заданий, вызвавшие затруднения 2. Определяю место затруднения 3. Определяю причину затруднения (эталон)
4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений (2 – 3 мин) 1. Какие знания уточняю и учусь правильно применять – цель проекта 2. Выбор способа и средств коррекции: - алгоритм исправления ошибок; - учебник, эталоны и др. 3. Построение плана действий
Как переносить слова: - разделим слово на слоги (сколько в слове гласных столько и слогов); -если слог состоит из одной гласной, то перенос делать в этом месте нельзя; -если слово можно переносить, то посмотрим, есть ли в слове Ъ, Ь, Й, эти буквы нельзя отрывать от предшествующей согласной; -посмотрим, есть ли удвоенная согласная, если есть, то одну букву оставим на строке, а другую перенесём.
Как исправить ошибку?
5. Реализация построенного проекта (4-5 мин.) Цель этапа: коррекция ошибок и формирование умения правильно применять соответствующие знания. 1. Исправление ошибок: а) самостоятельное – на основе алгоритма исправления ошибок; б) с помощью эталона для самопроверки. 2. Выбор заданий на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки 3. Решение этих заданий
5. Обобщение затруднений во внешней речи (5-6 мин)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4 – 5 мин) Цель этапа: самопроверка ЗУН, вызвавших затруднения, индивидуальная рефлексия достижения цели. 1. Самостоятельная работа № 2 (аналогичная С.р. № 1) выбираются только те задания, в которых были допущены ошибки 2. Самопроверка (по эталону для самопроверки) 3. Фиксация результата 4. Ситуация успеха
7. Самостоятельная работа №2 с самопроверкой по эталону Раздели слова для переноса: якорь, маяк, удача, банька, подъезд, касса, дрожжи, аллея, хоккей.
Самопроверка по эталону Внимательно проверь: якорь, ма - як, уда - ча, бань - ка, подъ - езд, кас - са, дрож - жи, ал - лея, хок - кей.
Эталон для проверки дополнительного задания
8. Включение в систему знаний и повторение (5 – 6 мин) Цель этапа: применение понятий и способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. 1. Задания, в которых требуется применить изученные знания при решении задач более высокого уровня сложности 2. Задания на повторение 3. Задания на пропедевтику изучения последующих тем Разделите тетрадь на три части, в каждый столбик запиши по одному предложению, писать нужно строго до черты, прежде, чем писать слово подумай, можно ли сделать перенос, если да, то каким образом (см. алгоритм). 1) Начался урок русского языка. 2) Учительница Инна Евгеньевна диктует классу группу словарных слов
9. Рефлексия деятельности на уроке (2–3 мин) 1. Фиксация содержания, которое было уточнено и закреплено 2. Рефлексия коррекционной деятельности (затруднения, цель, шаги достижения результата, степень соответствия цели и результата) 3. Самооценка деятельности на уроке 4. Домашнее задание (в соответствии с результатами деятельности на уроке) В конце урока проведён итоговый диалог, в котором учащиеся определили положительный результат своей деятельности. Домашнее задание дано вариативное.
Техника «рефлексивная мишень».
Мы рады Вашему успеху!