Гаснет русская словесность,Разговорная краса;Отступают в неизвестность Речи русской чудеса.Сотни слов родных и метких,, Сникнув, голос потеряв,Взаперти ,как птицы в клетке,Дремлют в толстых словарях.……………………………….. В.Шефнер
Тема занятия : « Средства выразительности языка»
Тема занятия : « Средства выразительности языка»Цели занятия:
Тема занятия : « Средства выразительности языка»Цели занятия:повторить термины;совершенствовать умения находить средства выразительности в тексте, различать их виды; определять их роль в тексте.
Заповедизанятия: Все способны писать.Слушай своего товарища.Не торопись спрашивать.Корректируй себя сам.
Укажите обратное понятие
Следует различать
Следует различать тропы стилистически фигуры
Следует различать тропы стилистически фигуры оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении
Следует различать тропы стилистически фигуры оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении языковые единицы, сознательно отступающие в своем построении от различных норм литературного языка с целью воздействия
Следует различать тропы стилистически фигуры Эпитет Сравнение Метафора Аллегория Гипербола Литота Олицетворение Перифраза Метонимия Синекдоха Антономасия Анафора Эпифора Параллелизм Антитеза Градация Инверсия Умолчание Эллипсис Риторическое обращение Риторический вопрос Многосоюзие Бессоюзие Оксюморон
Проверьте свои знанияУстановите соответствие термина и понятия 1.Эпитет.2. Гипербола3. Метафора4. Сравнение5. Метонимия 6. Литота7. Олицетворение8. Перифраза9. Синекдохаа) сопоставление предмета, явленияб) красочное определениев ) преувеличениег) обозначение целого через его частьд) преуменьшениее) замена однословного названия описательным выражениемж ) замена слов на основании смежностиз )перенос свойств человека на неодушевлённые предметыи) сходство предмета по какому-либо признаку
Проверьте себя 1б 6 д 2 в 7 з3 и 8 е4 а 9 г5 ж
Допишите начатую фразу .1.Повторение слова или группы слов в начале смежных стихов или строф называется…2.Постепенное повышение, последовательность в расположении ряда слов (обычно синонимов) по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения – это…3.Противопоставление понятий, явлений, образов называется…4.Создание новых понятий при помощи соединения контрастных по значению слов – это…5.Утверждение, высказанное в форме вопроса и не требующее ответа, называется…6.Нарушение привычного порядка слов в предложении – это…7.Построение, при котором все предложения, входящие в текст, строятся по одной и той же схеме, называется…8.Повторение слова или сочетания слов в конце смежных строк называется…9.Намеренный пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося ,– это…
Ключ к ответу АнафораГрадацияАнтитезаОксюморонРиторический вопросИнверсияСинтаксический параллелизмЭпифораЭллипсис
Тропы: Метафора – выражение, основанное на переносном значении, для создания образа.Олицетворение – художественный прием, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы и явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами.Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размера, силы и т.д.Эпитет – яркое, образное определениеСравнение – образное выражение, в котором один предмет сравнивается с другим. Литота – преуменьшениеПерифраза – замена одного однословного названия описательным выражением
Правильные ответы 1.Перифраза2.Синекдоха3.Олицетворение4. Сравнение5. Эпитет6.Перифраза7. Метафора
Узнайте тропы в поэтических текстах До чего рассвет сегодня звонокВ пенисто - вишнёвых облаках! (Э. Асадов).Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. (С. Есенин).Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят:“Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол, О лес наш родимый, конец твой пришёл!” (А. Майков).В белом пламени клонится куст Ледяных ослепительных роз. (А. Ахматова).
Сравните с вашими ответами Эпитет Сравнение Олицетворение Метафора
1.Пять братьев годами равные, ростом разные.2.Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла.3.Стоит старичок красный колпачок.
Метафора «Здесь одиночество меня поймало в сети». А. Ахматова«Души застыли под коркою льда». В. Высоцкий.
1.Сыплет дождик большие горошины (Н.Заболоцкий)2. И над всем блистающим Парижем дождь метался, гриву распустив.(В. Луговской)3. Робкий дождик лапками сырыми пробует опавшие листы. (В. Луговской)4. Шагал на огромных ходулях дождь, высок и в ниточку тощ. (С. Кирсанов)
1). Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса. 2) Прелесть ее была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы. 3) Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами – и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом., полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью. 4) Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. 5) И еще в том была (уже совсем не осознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была - Россия, и что только ee душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох в березовом лесу. 6) Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы груди. 7) Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной легкостью, естественностью, которая была свойственна только русскому. 8) Чувствовалось – человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. 9) Они подвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по-своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекрасное. 10) И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.
Богатство языка…богатство мыслей Н.КарамзинСлово – самое удивительное орудие Л.УспенскийБогатства русского языка неизмеримы К.ПаустовскийВ каждом слове – бездна образов К.Паустовский
Гаснет русская словесность,Разговорная краса;Отступают в неизвестность Речи русской чудеса.Сотни слов родных и метких,, Сникнув, голос потеряв,Взаперти ,как птицы в клетке,Дремлют в толстых словарях.Ты их выпусти оттуда,В быт обыденный верни,Чтобы речь, людское чудо,Не скудела в эти дни. В.Шефнер