СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Аллегория Аллегория – иносказание, развёрнутое уподобление, составные части которого складываются в систему намёков, т.е. обозначение конкретных явлений через признаки этих явлений: весы правосудия, слепое правосудие (богиня правосудия Фемида изображалась с весами и завязанными глазами)
Алогизм Алогизм – объединение в качестве однородных членов слов разного видового значения, имеющее целью создание комического эффекта:Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом на дачу (А.П.Чехов)
АНАФОРА Анафора (от греческого ВЫНЕСЕНИЕ; русский термин – единоначалие), стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков ( частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции).Это – круто налившийся свист, Это – щёлканье сдавленных льдинок, Это – ночь, леденящая лист, Это – двух соловьёв поединок. (Б.Л. Пастернак. «Определение поэзии»)
АНТИТЕЗА Антитеза ( от греч. – противоположение), композиционный приём противопоставления: образов, сюжетных ситуаций, стилей, тем в рамках целого произведения; слов или словесных конструкций со значением АНТОНИМОВ. Ты переводчик – я читатель,Ты усыпитель – я зеватель. (А.А. Дельвиг. «Переводчику Вергилия»)
Бессоюзие и многосоюзие Бессоюзие – перечень явлений, действий, событий. Когда намеренно опускаются нужные союзы:Мелькают мимо будки, бабы,Мальчишки, лавки, фонари,Дворцы, сады. Монастыри…(А.С. Пушкин)Многосоюзие – специальное введение дополнительных союзов, чтобы придать речи плавность, величавость, иногда – подчеркнуть эпически-спокойную, повествовательную манеру:И пращ, и стрела, и лукавый кинжал.Щадят победителя годы…(А.С.Пушкин)
Гротеск Гротеск – предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Например ГРАДОНАЧАЛЬНИК С ФАРШИРОВАННОЙ ГОЛОВОЙ в произведении М.Салтыкова-Щедрина
ЭПИТЕТ Эпитет – стилистический приём ,образное определение, не только указывающее на признак определяемого явления, но и сообщающее этому признаку дополнительное значение – переносное или символическое. КРАСНАЯ ДЕВИЦА ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ
Инверсия Инверсия – нарушение стандартного (прямого) порядка слов:Она стройна, её движеньяТо лебедя пустынных водНапоминают плавный ход,То лани быстрое стремленье(А.С. Пушкин)
Параллелизм (синтаксический) Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение предложений или отрезков речи:Было у матери семь дочерей. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась мать только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.Я ждала тебя. Как сухая земля ждёт капли воды, - проговорила вторая.Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья…
Перифраз Перифраз – замена названия явления пространным определением или даже описанием его.Например: военный парад – демонстрация нашей несокрушимой мощи; юность – заря новой жизни
Плеоназм Плеоназм – повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создаёт тот или иной стилистический эффект:Друг мой, друг мой,Я очень и очень болен…(С.А. Есенин)
Повтор Повтор – приём, при котором повторение элемента высказывания служит средством усиления выразительности:Береги копейку, копейка не выдаст, всё прошибёшь на свете копейкой (Н.В.Гоголь)
Риторическое восклицание Риторическое восклицание – восклицательное предложение, выполняющее в тексте роль эмоционального усиления:То было в утро наших лет – О счастие! О слёзы! О лес! О жизнь!...(А.Толстой)
Ряды однородных членов Иногда использование рядов однородных членов в тексте является не просто его синтаксической характеристикой, а становится средством художественной выразительности, необходимым для создания художественного эффекта:Если в семье есть общие интересы, общие развлечения, общий отдых, то и это очень много.
Умолчание Умолчание – форма, воспроизводящая речь сильно взволнованного человека. Умолчание близко к эллипсису:Отец…Мазепа…казнь – с мольбоюЗдесь, в этом замке мать моя…(А.Пушкин)
Эвфемизм Эвфемизм – смягчение грубых, неблаговидных и оскорбительных для кого-либо понятий, обстоятельств, явлений:Никогда не говорили «я высморкалась, я вспотела, я плюнула», а говорили «я облегчила себе нос, я обошлась посредством платка»(Н.В.Гоголь)
Эмоционально-оценочная лексика Эмоционально-оценочная лексика – слова, отражающие отношение говорящего к кому – либо или чему-либо и выражающие оценку: мамочка, голубчик, торгаш, разгильдяй, оболтус
Эпифора Эпифора (единоокончание) – повторение последних слов фразы:Я наперсницы, кроме души своей, - не нашёл,Бескорыстней, чем сердце своё, - не нашёл…И сердечного плена нигде страшней не нашёл(Бабур)
МЕТАФОРА Метафора ( греч. – перенесение), вид тропа; перенос признака с предмета на предмет на основе их сходства.«Костёр рябины красной…»« …ситец неба…»« Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком, …» (С.А.Есенин)
ГИПЕРБОЛА Гипербола ( греч. – преувеличение), выразительное образное средство, намеренное преувеличение признака предмета или лица. «У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением». (Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)
ЛИТОТА Литота (греч.- простота) выразительное образное средство, преуменьшающее признак предмета или лица.«Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…» (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)
ОКСЮМОРОН Оксюморон (греч. – остроумно – глупое) стилистический приём, заключающийся в подборе словосочетания, прямые значения слов которых логически не совместимы. Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнажённой. (А.А.Ахматова. «Царскосельская статуя»)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Олицетворение – перенос признака живого лица на неживой (неодушевлённый) предмет. «Как белое платье пело в луче…» (А.А.Блок «Девушка пела в церковном хоре…»)
МЕТОНИМИЯ Метонимия (греч. – переименование), вид тропа, перенос название с предмета на предмет на основе их объективной близости, логической связи. « Я три тарелки съел» « Бывало ранее – на золоте едал…» (А.С. Грибоедов. «Горе от ума»)
Синекдоха Синекдоха (греч. – соотнесение) троп, вид МЕТОНИМИИ, основанный на смежности, с помощью которого целое явление обозначается через часть или множество обозначается через единицу. «Прощай, немытая Россия…» (М.Ю. Лермонтов)«И вы, мундиры голубые…» (М.Ю. Лермонтов)
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ(фразеологические обороты) Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, используемые в переносном значении.Я в этом деле собаку съел! А вы говорите, что я работаю спустя рукава. Если и дальше будете бить баклуши, в конце месяца останетесь с носом: зарплату не начислю!
Сравнение Сравнение – изобразительный и выразительный приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другими явлениями. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительных оборотов:Внизу, как озеро стальное,Синеют озера струи… (Ф.И.Тютчев)
Гипофора Гипофора (вопросно-ответный ход) – это отрезок монологической речи, объединяющий вопрос (или серию вопросов) и ответ на него (или на них):Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит, как вода вы песок. Почему? Чтобы найти ответ, нужно вспомнить, откуда язык приходит: из общения и чтения. Но дети и родители разобщены.(И.Кабыш)
Олицетворение Олицетворение – художественный приём, заключающийся в том, что при описании животных и неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями:О чём ты воешь, ветр ночной,О чём ты сетуешь безумно?(Ф.И.Тютчев)
Градация Градация расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости:Принёс – и ослабел, и лёгПод сводом шалаша на лыки,И умер бедный раб у ногНепобедимого владыки(А.С.Пушкин)
Ирония Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки, осмеяния:Отколе, умная, бредёшь ты, голова (в обращении к Ослу)(И.А. Крылов)
Парцелляция Парцелляция – дробление, деление фразы на небольшие фрагменты:А лес шумит. Тихо, проникновенно(с.Сартаков)
Экспрессивный повтор Экспрессивный повтор – эмоциональное обращение, носящее условно-обобщённый характер:А вы, надменные потомки…вы, жадною толпой стоящие у трона…таитесь вы под сению закона…(м.Ю.Лермонтов)
Риторический вопрос Риторический вопрос – риторическая фигура. Состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:Иль нам с Европой спорить ново?Иль русский от побед отвык?(А.С.Пушкин)
Риторическое обращение Риторическое обращение – это риторическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи. Например: Цветы, любовь, деревня, праздность, поле!Я предан вам душой (А.С.Пушкин)Риторические обращения служат не столько для получения отклика от адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать ему характеристику, усилить выразительность речи
Эллипсис Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумевающегося члена предложения:Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги(В.А.Жуковский)