ЗвереваТамара Александровна Тема: «Сочинение-описание помещения» Урок по развитию речи в 6 классеЦели урока:Повторить типы речи и виды сочинений-описаний.2. Формировать речевые умения, обогащать речь детей.3. Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других ребят.
I.Повторение. Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной.С.Л. Маршак. Какие вы знаете типы речи?
2. Определите тип речи. Плохо Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямоперед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенныйкотёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёкустояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо.Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:Как вам не стыдно! А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики. Вот это и плохо! – гневно ответила женщина. (В.Осеева)
Слово – дело великое. Великое потому, что словом можносоединить людей, словом можно и разъединить их,словом можно служить любви, словом же можно служитьвражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей. (Л.Н.Толстой)
Первый мороз Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лёг первый мороз. Всё было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из тёмного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашейземли. Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева-сосна. Молодой собакой прыгала в груди моей радость. (М.Пришвин)
3. Что представляет собой такой тип речи, как описание?Этот тип речи, который предполагает одновременность изображаемых событий, предметов, явлений, действий
4. Какие виды описательных текстов вы знаете?Описание природы
Описаниеместности
Описаниепредмета
Описаниесостояния
Описаниеживотного
Описаниепомещения
II. Изучение новой темы.1. Особенности сочинения-описания помещения.Основа описания – перечень признаков этого помещенияи находящихся в нём предметов.Небольшая, светлая комнатас одним, но широким окном.Письменный стол. Два стула.Диван-кровать. Книжная полка.Карта полушарий.Перечень предметов, находящихся в помещении, может сопровождаться указанием на их местоположение.Небольшая, светлая комнатас одним, но широким окном. Передним – письменный стол, рядом – два стула. Слева – диван-кровать; справа,в углу, - книжная полка; на стене –карта полушарий.Каждый предмет можно не тольконазвать, но и описать.Справа, в углу, - книжная полка.Большую часть её занимают учебникидля 6 класса и книги о великихмузыкантах мира. Здесь же –«Детский альбом» и «Времена года»П.И.Чайковского, сборники песен.
Вывод.Виды сочинений-описаний помещенияКраткое,т. е. его можносжать, «свернуть"Подробное,т. е. его можнораспространить,«развернуть»
2. Задание: внимательно посмотрите вокруг и опишите то место, где вы находитесь. Используйте слова – помощники.ГДЕ ?ЗДЕСЬГДЕ-ТОКОЕ-ГДЕТУТ ЖЕГДЕ ?В ШКОЛЕВ ЛЕСУВ СЕЛЕВ КАБИНЕТЕГДЕ ?СПРАВАСЛЕВАНАПРАВОНАЛЕВОНАПРОТИВГДЕ ?ОКОЛО НЕЕВБЛИЗИНЕДАЛЕКО ОТПОБЛИЗОСТИВ НЕСКОЛЬКИХШАГАХ
3. В художественном описании помещенияиногда используется приём очеловечивания вещей:предметы обстановки изображаются как живыесущества, обладающие своим «лицом», своим «характером».Задание: прочитайте тексты из упражнения 99.Как вы думаете, чем они интересны?
III. Подготовка к написанию сочинения1. Что такое интерьер?Интерьер (из франц., «внутренний») - внутреннее пространство здания. общественный(театр,концертный зал)жилойОписывая интерьер, мы создаём описание помещения. При этом мы можем показать его красоту или убожество, особенности самой архитектуры, вкусы и интересы хозяина помещения.
2. Словарная работаЗадание: вставьте пропущенные буквыКомн…таб…тарея (парового отопления) порт…ерад…ванкр…ватьп…анинот…левизорт..лефон п..лас т..ршерп…ртретк…ртина к…мпьютер
3. Знакомство с сочинением «Моя комната».Внимательно послушайте, сделайте вывод: интересно ли оно? Я живу в двухкомнатной квартире. Хочу рассказать о зале. Наш зал большой, его окно выходит на западную сторону. Рядом с окном стоит диван – кровать, а на другой стороне стоит тумбочка с телевизором. Левее телевизора находится дверь в спальню. А рядом стоит аквариум с рыбками. Когда выходишь из прихожки, то прямо перед тобой круглый стол, рядом с ним четыре стула. Позади стола сервант. Его нижняя часть состоит из трёх отделений, в которых держат посуду. А дальше стоит холодильник и платьевой шкаф. Вот и вся мебель, которая есть в нашей комнате. Вам понравилось сочинение? Почему? Вы обратили внимание на глагол «стоит»? Что ещё снижает качество работы?
4. Пример сочинения Я живу в просторной трёхкомнатной квартире. Самая большая комната принадлежит нам с братом. В ней большое окно, зашторенное бледно-зелёными портьерами. Их недавно повесила мама, и они придают комнате особый уют. В углу у окна стоит наш старенький, но милый диван-кровать, накотором мы спим с братом. А по воскресеньям мы на этом диване читаем книги или просто отдыхаем. Рядом с диваном журнальныйстолик, крышка которого разрисована под шахматную доску. За этим столиком мы частенько играем в шахматы или шашки. Напротив – сервант, в котором очень много интересного: здесь иподарки наших родителей, сувениры, привезённые нами из других городов. В нижних шкафах серванта мы храним книги о приключениях, детективы, фантастику, здесь же лежат и детские журналы. Около окна стоит наш письменный стол, за которым мы делаемуроки. На столе красивая настольная лампа, подаренная бабушкой. Недавно мы поставили недалеко от этого стола аквариум: решили заняться рыбками. В нашей комнате всегда чисто и уютно. Для отдыха есть небольшой телевизор. Хорошо после школы возвращаться домой, где тебя ждёт твоя любимая комната.
5. Задание: напишите сочинение, основную частькоторого должно составлять описание вашейкомнаты или любимого уголка вашей квартирыв художественном стиле. Если приём очеловечивания вещей вам по душе, попробуйте использовать его в своём сочинении.