Сложносочиненные предложения Урок русского языка в 9 классе
Группы ССП 1) сложносочинённые предложения с с о е д и н и т е л ь н ы м и союзами (и, да, ни-ни, тоже, также,2) сложносочинённые предложения с р а з д е л и т е л ь н ы м и союзами (или, либо, то - то, не то - не то); 3) сложносочинённые предложения с п р о т и в и т е л ь н ы м и союзами (но, а, да, зато, же, однако, а то, не то).
ССП с соединительными союзами. Значения союза и. Одновременность событий Урожайный сгибается колос, и пшеница стеною встаёт, и подруги серебряный голос нашу звонкую песню поёт. (Л. К.)Последовательность событий Ямщик свистнул, и лошади поскакали. (П.)Значение следствия Потёмки между тем всё более сгущались, и предметы теряли свои контуры. (Ч.)
ССП с соединительными союзами. В художественной и разговорной речи: Голодный волк в лесной глуши пронзительно стонал, да ветер бился и ревел, играя на реке. (Н.) Слезы высохли у меня на глазах, сестрица тоже перестала плакать. (А.)Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет. (Кр.) (Ср.: И солнца мне не виден свет, и для корней моих простору нет.)
Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дола возмутит.То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка, то сгорбленная фигура плетётся от дома к дому по огородам.Не то кому подали лошадей, не то кто новый приехал. (Данилевский.)
Сложносочинённые предложения с противительными союзами. Мне встретились на болоте мужчина и женщина. Он шёл с косой, а она - с граблями. (Пр.)Я лежал как бы в забытьи, но сон не смыкал глаз моих. (Дост.)Горячее лицо искало ветра, да ветра-то и не было. (Т.)Видна на боках твоих впалых кнута не одна полоса, зато на дворах постоялых покушал ты вволю овса. (Н.)Веселее и громче всех смеялся сам студент, он же скорее всех и перестал. (М. Г.)
Запишите данные предложения, заполните пропуски орфограмм и запятых. Объясните свой выбор графически. Я был резв ленив и вспыльчив но чувствителен и ч_столюбив и ласкою от меня можно было добиться всего.К несчастью всякий вмешивался в моё воспитание и (н_)кто не умел за меня взяться.Вышедшие на прогон женщины долго махали уезжавшим платками а потом в степи подн_лась позёмка и за снежной кипящей мглой не стало видно ни медленно взб_равшихся на гору подвод ни шагавших рядом с ними казаков.Даль была видна как днём но уже её нежная лиловая окраска затушёванная вечерней мглой пропала и вся степь пряталась во мгле.
Творческое задание Используя сложносочиненные предложения, напишите текст на тему: «Осенняя палитра».
В золото одела Осень все окрестные леса, и …
Как жаль ушедшего лета, но…
Небо становится ниже, а …
Вот смотрю на багряные кисти рябин, и …
То услышишь шорох падающего с ветки листа , то …