АРХИТЕКТУРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ЦЕЛЬ УРОКА:закрепить знания о причастии; уметь расставлять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;- уметь правильно употреблять предложения с причастными оборотами в речи.
Образовать причастия от глаголов, выделите суффиксы причастий. Арка Генерального штаба, (построить) Карлом Росси, поистине уникальна.Она перекинута через Морскую улицу, (соединять) Дворцовую площадь с Невским проспектом. Росси создал Дворцовую площадь, (стать) украшением Петербурга.
При помощи каких суффиксов образуются причастия?2)Назовите глагольные признаки причастий.3)Назовите признаки прилагательного у причастия.
Образуйте синонимичные конструкции с причастными оборотами. ОБРАЗЕЦ- Галикарнасский мавзолей, который был причислен к семи чудесам света, очень интересен. – Галикарнасский мавзолей, причисленный к семи чудесам света, очень интересен.Это шедевр архитектуры, который был возведен в четвертом веке до нашей эры.Памятник был сделан из чудесного мрамора, который светился в темноте.На втором этаже был поставлен храм, который был окружен колоннадой.Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называть мавзолеями. А)Отметьте определяемое слово, к которому относится причастие. Б)Обозначьте границы причастных оборотов. В)Объясните знаки препинания.
Выпишите слова. Найдите соответствия ШЕДЕВР (франц.)МРАМОР (греч.)КОЛОННАДАМАВЗОЛЕЙГлыба, светящийся каменьТруд, достойный восхищенияМемориальное сооружениеРяд колонн, составляющих архитектурное целое
ШЕДЕВР (франц.)МРАМОР (греч.)КОЛОННАДАМАВЗОЛЕЙГлыба, светящийся каменьТруд, достойный восхищенияМемориальное сооружениеРяд колонн, составляющих архитектурное целое
Исправьте грамматические ошибки Знаменитая гробница Мавзола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием.( прич.оборот занимает неправильное положение по отношению к опред слову)Мавзол, не доверявшийся персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир. ( причастие не согласовано с опред словом)Особое внимание привлекала окруженная усыпальница 39 колоннами. ( определяемое слово не должно входить в прич оборот)
Расставьте знаки препинания Офицер купивший шелк удивил кавалерийский полк.Шофер уволившийся с почетной работы прибавил чопорной жене заботы.Сынок решивший стать врачом расстался с кожаным плащом.Дружок приехавший с багажом угостил нас калачом.Спрятавшийся за стеллажом лягушонок мечтал запрыгнуть в деревянный бочонок.Учебник предложенный программой завершен по просьбе ученых он сокращен.
Заполните таблицу примерами из текста
ТЕСТ Найдите причастие с зависимым словом:А) расшитый ковер;Б) захватывающий фильм;В) опаленный дыханием осени;Г) прочитанная книга
2. Какого глагольного признака нет у причастия:А) вид;Б) наклонение;В) время;Г) возвратность
3.Найдите причастие с определяемым словом:А) полыхающая печь;Б) поющий звонко;В) пахнувший ванилью;Г) затерявшийся в глуши.
4. Найдите слово с ошибкой:А) гирляндаБ) пакетВ) колонаГ) отразить
5. Найдите причастие, в котором пишется буква Е:А) расст..лающий постель;Б) бл..стевший на солнце;В) соб…рающийся в школу;Г) зам…рающий от волнения
6. Укажите предложение, в котором причастный оборот ВЫДЕЛЯЕТСЯ запятой ( знаки препинания не расставлены)А) Дувший с яростной силой ветер мешал идти.Б) Хорошо работают умеющие самостоятельно мыслить люди.В) По утрам железо покрывалось легкой изморозью тающей под рукой.
7. Укажите предложение, в котором причастный оборот НЕ ВЫДЕЛЯЕТСЯ запятой (знаки препинания не расставлены)А) Уральцы отрезанные от всего мира с честью выдержали осаду.Б) Туча нависшая над высокими вершинами тополей уже сыпала дождиком.В) За столом рылся в книгах приехавший недавно из станицы счетовод.
8. Укажите причастиям их окончания: 1) в бушующ..м море2) к думающ.. ученику3) скрывающ.. ся птенцов4) у неувядающ.. цветка а) –ЕГО б) - ИХ в) - ЕМУ г) - ЕМ
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ 1- В 8: 1-Г; 2- Б 2- В3- А 3- Б4- В 4- А5- Б6- В7- В