Классификация сложных предложений Сложные предложения Союзные Бессоюзные С разными типами связи С одним типом связи ССП СПП Придаточные определительные Придаточные изъяснительные Придаточные обстоятельственные Части относительно автономны, связаны сочинительными союзами. Части зависят одна от другой, связаны подчинительными союзами и союзными словами.
Классификация сложных предложений Сложные предложения Союзные Бессоюзные С разными типами связи С одним типом связи ССП СПП Придаточные определительные Придаточные изъяснительные Придаточные обстоятельственные Части относительно автономны, связаны сочинительными союзами. Части зависят одна от другой, связаны подчинительными союзами и союзными словами. Части автономны, связаны по смыслу и интонационно.
В каком ряду пропущена одна и та же буква? 1. Пристыдить, привередливый, беспрерывно. 2. Отъехать, разъяснить, без аварийный. 3. Исколесить, снисхождение, расфасованный. 4. Обыграть, отыскать, заинтересовать.
1. Выписать слова, образованные неморфологическим способом. Всякий ли сегодня знает, что волхвица –это и знахарка, и гадалка, она видит прошлое и будущее.В верованиях древних славян волхвицы могли исцелять и детей, и взрослых. Всякий, прошлое, будущее, взрослых. 2. Укажите способ образования слова СКРЕЖЕТ. Бессуффиксный
Иногда кажется, что сейчас почти все с жадностью всматриваются в сюжеты происшествий, запоминают подробности и потом охотно смакуют их с соседками на скамеечке возле подъезда, сетуя на то, какие кошмары творятся вокруг. 1. Выпишите словосочетание со связью согласование. Какие кошмары 2. Укажите тип связи в словосочетании С ЖАДНОСТЬЮ ВСМАТРИВАЮТСЯ Управление
А10. Укажите верную характеристику предложения. Полярное сияние – ни с чем не сравнимое зрелище, но наблюдать его сполохи в Северном полушарии могут только жители Крайнего Севера России, Канады и скандинавских стран. 1)Сложносочиненное 2) Бессоюзное сложное 3) Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью 4) Сложноподчиненное
Море вдали уже покрылось багрянцем и … Закончите предложения, выделите грамматические основы, постройте схемы. Море вдали уже покрылось багрянцем, и …
Море вдали уже покрылось багрянцем и розовато – дымчатыми облаками. Море вдали уже покрылось багрянцем, и навстречу солнцу поднималось розовато – дымчатое облако мягких очертаний.
Сложносочиненное предложение
Сочинительные союзы 1) Соединительные: и, да, ни…ни, как… так и, не только…,но и. 2)Противительные: а, но, да, однако, зато, же. 3)Разделительные: или, либо, ли…ли, ли…или, то…то, не то…не то. 4) Присоединительные: да, да и, и притом, тоже, также. 5)Пояснительные: а именно, то есть.
Постановка запятой в ССП Оглянитесь вокруг, и увидите столько нового и интересного. , и . То он собирался поступить в Зоологический сад учиться на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу. То , то .
Объясните отсутствие запятой в предложениях 1. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. Общий второстепенный член. 2. Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату. Общее придаточное предложение. 3. Как он смешон и как глупы его выходки! В состав ССП входят восклицательные предложения. 4. Зловещий блеск и пестрота дерев… В состав ССП входят назывные предложения.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении. С годами мои стихи делались менее нарядными () и из них постепенно выветривалась экзотика. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и не нужна запятая. 2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая. 3) Сложное предложение, перед союзом и нужна запятая. 4) Сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна, поскольку есть общий второстепенный член. 4
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить одну запятую. 1) Он дрогнул и отвернулся торопливо и с виноватой улыбкой. 2) Скоро солнце взойдет в багровой и зловещей мгле и к полудню черные облака почти коснутся земли. 3) В ветер леса шумят океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. 4) Тихая речка огласилась фырканьем и плеском и криком. 2
Типы придаточных предложений Изъяснительные Определительные Обстоятельственные
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными Придаточные определительные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Союзные слова, с помощью которых придаточные определительные присоединяются к главному предложению, который, куда, где, какой и т.п. Например: На пригорке (каком?), где стояла развесистая берёза, похожая ночью на облако, Роман остановил коня. (К. Седых.)
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными Придаточные обстоятельственные относятся к глаголам- сказуемым или обстоятельствам в главном предложении. Они уточняют цель, время, место, причину и т.д. действия и делятся на следующие виды: ВИДЫ 1. Образа действия и степени ВОПРОСЫ как? каким образом? в какой степени? СОЮЗЫ И СОЮЗ.СЛОВА как будто, словно, сколько, чтобы, насколько 2. Места где? куда? откуда? где, куда, откуда 3. Времени 4. Причины когда? с каких пор? отчего? почему? едва, когда, с тех пор как так как, ибо, потому что, что, вследствие того, что 5. Условия при каком условии? если, раз, когда, если …то 6. Сравнения как что? подобно чему? чем что? чем кто? словно, будто, точно, как, чем 7.Цели зачем? с какой целью? чтобы, для того чтобы 8. Следствия что из этого следует? так что 9. Уступки вопреки чему? несмотря на что? пускай, пусть, как ни, хотя
Если в сложноподчинённом предложении несколько придаточных, то они, по-разному соотносясь друг с другом, образуют следующие виды подчинения: ВИДЫ ПОДЧИНЕНИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ОДНОРОДНОЕ
При однородном подчинении придаточные относятся к общему для них главному предложению и являются однородными: Разведчики знали, что путь будет долгим, что будут потери и что от них зависит судьба целого отряда. (Каз.) что? что? что? , что что , и что
Правила постановки знаков препинания в сложном предложении с однородными придаточными такие же, как в простом с однородными членами! Но иногда второй союз в однородном придаточном может отсутствовать: Когда солнце село_ и_ из лощины потянуло влажным холодом, мы подъехали к деревне, серевшей соломенными крышами. В этом предложении нет второго союза когда, он опущен, однако к обоим придаточным предложениям можно задать одинаковый вопрос: Мы подъехали к деревне, серевшей соломенными крышами, (когда?) когда солнце село_ и_ из лощины потянуло влажным холодом,
Укажите вид соподчинения в СПП 1.Едва забрезжил рассвет, Степан запряг лошадь и поехал в лес, чтобы успеть запасти дров до бурана. 2. Я люблю в такую погоду бродить по лесу, когда впереди есть тёплый уголок, где можно обсушиться и обогреться. 3. Знали все, что охотник он прекрасный, что белке в глаз попадает и на медведя с рогатиной ходит.
(1)На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение. (2)Видимо, это объясняется тем, что сюжет, строфы его сказок, образы их, даже ритм являются настолько органичными для детского восприятия, что трудно представить себе ребёнка, который не запомнил бы на всю жизнь и не полюбил храброго комара, или бесстрашного Ваню Васильчикова, или милого доктора Айболита, готового всегда прийти на помощь. (3)И вот сейчас, когда я думаю о сказках Чуковского, я вспоминаю военный госпиталь для тяжелораненых на станции Старая Рачейка, палату, залитую снежным зимним солнцем, и рыженького, с простреленной грудью паренька, который, сдерживая стон, тоскливо глядя на белую госпитальную дверь, спрашивал по утрам хрипло: — (4)Братцы, когда ж мой Айболит придёт? (5)Где он?.. (6) Братцы, кто-нибудь... позовите моего Айболита с уколом... Среди предложений 1 - 6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Укажите номер этого предложения. 3
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Он однажды даже видел эту розу (1)и запомнил (2) как она поблескивала (3) хотя за окнами не было солнца (4) и мрачный шторм шумел над проливом. 1) 1, 2, 3 2) 1, 2, 3,4 3) 2,3,4 4) 2, 3 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Гора Килиманджаро (1) у подножия (2) которой исследователи разбили лагерь(3) своей вершиной уходила в облака. 1) 1,3 2) 2,3 3)3 4)1 4 1
Знаки препинания в БСП , ; : - . . . . 1 2 3 4
Как объяснить постановку тире в приведённом ниже предложении? Засмеется звонко - ручеек лесной зазвенит по камешкам. 1) Ставится тире между подлежащим и сказуемым. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит сравнение с тем, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 4) Выделяется обособленное приложение. 2
Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении: Поэт Н. Рубцов не злоупотребляет «деревенской» лексикой ( ) он соблюдает достоинство сельского жителя, он разборчив по отношению к словам. 1) Ставится двоеточие, так как вторая часть сложного предложения имеет значение причины. 2) Ставится тире, так как содержание одной части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию другой. 3) Ставится тире, так как вторая часть сложного предложения имеет значение следствия. 4) Ставится тире, так как в первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части. 1
Классификация сложных предложений Сложные предложения Союзные Бессоюзные ССП Части относительно автономны, связаны сочинительными союзами.
А10. Укажите верную характеристику предложения. Полярное сияние – ни с чем не сравнимое зрелище, но наблюдать его сполохи в Северном полушарии могут только жители Крайнего Севера России, Канады и скандинавских стран. 1)Сложносочиненное 2) Бессоюзное сложное 3) Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью 4) Сложноподчиненное
Ответы Вариант 1 Задание 1. 1, 5, 6 Задание 2. Последовательное Задание 3. 4 Задание 4. 1 Вариант 2 Задание 1. 2,3,7 Задание2. Параллельное Задание 3. 3 Задание 4. 4
План сочинения – рассуждения (С1) 1. Проблема. 2. Комментарий к проблеме. 3. Позиция автора. 4. Собственное мнение. 5. Первый аргумент. 6. Второй аргумент. 7. Вывод.
Спасибо за внимание!
Список используемых источников 1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык.10 – 11 классы. – М.: «Русское слово», 2008. 2. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2014: учебно – методическое пособие/ Н.А. Сенина. – Ростов н/Д: Легион, 2013. 3. Пучкова Л.И. ЕГЭ 2014. Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: «Экзамен», 2014. Картинки http://yandex.ru