5 классСложноподчиненные предложения. Дополнительный материал к уроку.
Спишите, пронумеруйте части сложных предложений. Подчеркните главные члены предложения и союз ЧТО. Поставьте недостающие знаки препинания. Из расспросов Мечик узнал что подъезжала японская разведка.Мечик оглянулся и понял что слова взводного относятся не к нему.Левинсон взглянул на дневального и Бакланова и понял что Метелица не приехал.Мечик знал что он никому не скажет об этой мысли. А.А.Фадеев.
Спишите, пронумеруйте части сложных предложений. Подчеркните главные члены предложения и союз ЧТО. Поставьте недостающие знаки препинания. Океан бил с берега с такой силой что земля дрожала на большом расстоянии от полосы прибоя.Ветер принес в пруды столько воды из океана что в них уснула рыба.Герд радовался что не он один ждет ветра а ждет вместе с ним весь город. К.Г.Паустовский.Составьте схему предложения, состоящего из трех частей. Объясните правописание выделенных букв.
Спишите. Пронумеруйте части сложных предложений. Подчеркните ту часть предложения, от которой можно поставить вопрос к другой. Поставьте недостающие знаки препинания. Образец: Мальчик поливал цветы (зачем?), чтобы они не завяли.Язык существует для того чтобы люди общались друг с другом.Девушка положила на раскрытую книгу морской голыш чтобы ветер не переворачивал страницу.Вожатый написал фамилии детей по алфавиту чтобы родители быстро нашли нужные сведения в списках.Руководитель похода учил туристов натягивать палатку так чтобы она гудела.
Спишите. Пронумеруйте части сложных предложений. Подчеркните ту часть предложения, от которой можно поставить вопрос к другой. Поставьте недостающие знаки препинания. Образец: Листья на деревьях желтели (почему?), потому что наступала осень.Ребята не купались в этом озере потому что заводи покрывались полосами болотных зарослей.Бедная собака страшно мучилась потому что она везде слышала притаившуюся дичь.Дедушка летом отдыхал потому что охота на птиц в это время запрещается.Утка жалобно кричала потому что ее стая улетела.
Спишите. Пронумеруйте части сложных предложений. Подчеркните ту часть предложения, от которой можно поставить вопрос к другой. Поставьте недостающие знаки препинания. Образец: Деревья жалобно шумели (когда?), когда настали холода. Все п..ссажиры высыпали на палубу когда вд..ли пок..зался город.Я взором ласточек ловил когда они перед дождем в..лны касалися крылом.Пр..снулся Алексей сразу когда чуть брезжил р..ссвет.Алексей услышал отд..ленные звуки боя под утро когда утихла буря.
Дополнительный материал:1. Было время когда старый замок служил убежищем каждому б..дняку.2. Когда Мечик снова вы..хал в поле отряд уже ушел.3. Ст..яла еще глубокая тем..нь когда м..торка вышла в море.4. Очнулся он когда солнце село.5. Деревья высоко шумели когда в..рнулась к нам весна.
Спишите. Пронумеруйте части сложных предложений. Подчеркните ту часть предложения, к которой можно поставить вопрос к другой. Поставьте недостающие знаки препинания. Образец: Мы поехали в те места (какие?), где прошло детство отца.Петя побежал туда (куда?), где вчера разводили костер.Дорога шла по прос..ке где около пней цветет иван-чай.Баулин пок..зал в стор..ну где по г..ризонту т..нулась темная п..лоса.Дети смотрели туда где гасли последние лучи вечерней зари.
Никнут ветви зеленых берез там где ветер гуля..т на вол.. .Медведь ост..новился там где только что стоял лось.Экскурсанты пос..тили место где проходил передний край обороны города.Я другой такой страны (не)знаю где так вольно дышит человек.Я посм..трел туда где небо соприкасалось с морем.Берег начинался там где к..нчалась каменная мель.
Спишите. Пронумеруйте части сложных предложений. Подчеркните ту часть предложения, к которой можно поставить вопрос к другой. Поставьте недостающие знаки препинания. Образец:Миша знал (что?), куда прятал старший брат удочки.Туристы отправились в поход туда (куда?), куда они наметили пойти еще зимой.Ребята шли на ту поляну (какую?), куда они часто ходили в прошлом году.
Я пошел в ту сторону куда убежала собака.Девочка не знала куда ушли ее подруги.Мы незаметно подошли к лесу куда я ходил в детстве.Ветер дул в ту сторону куда улетели птицы.Лодочник привез нас к острову куда приплывали только смельчаки.Наконец, я узнал куда я зашел.
Спишите. Пронумеруйте части сложных предложений. Подчеркните ту часть предложения, к которой можно поставить вопрос к другой. Поставьте недостающие знаки препинания. Образец: Дедушка шел по дорожке (по какой?), которая вела к лесу.Мальчик посмотрел на темное окно в котором мелькало отражение его свечки.Охотник шел берегом широкого озера из которого вытекала речка.Ребята рассказали о летнем походе к которому они готовились всю зиму.Воспитательница подвела малышей к развесистому дубу под которым они расположились на отдых.