Музыка весны Учитель МОУ «СОШ №22» г.Саранска Республики МордовияНеясова Л.Е.(2010 г.) РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ 20 ВЕКА
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО ЭЛЕМЕНТЫ ИНТОНАЦИИГлавнейшими элементами речевой интонации являются фразовые ударения, паузы и мелодика речи.Ударения выделяют в потоке речи отдельные опорные слова.Паузы бывают логические, которые расчленяют речь в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, и психологические, мотивированные переживаниями говорящего.Мелодика речи (повышение и понижение тона) – это повествовательное и вопросительное значение фраз, выражает эмоциональное состояние говорящего.
АЛЛИТЕРАЦИЯ –повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность. Система звукописи в стихотворениях. Помогает поэту средствами фонетики создать музыкальный фон в произведении. Например: Грохочет эхо по горам, Как гром гремящий по громам. (Г.Державин)
Ассонанс – повторение гласных звуков в разных словах одного речевого отрезка. Петух запевает, светает, пора!В лесу под ногами гора серебра.(Н.Заболоцкий)
ЦВЕТОПИСЬ – использование автором определенной цветовой гаммы при описании предметов или явлений. Например:Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь… С.Есенин
ПЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ:l.Вступление (слово об авторе, названии стихотворения, истории создания).ll.Общая оценка восприятия:ТемаНастроениеВыразительные средства языка:а) эпитетыб) метафоры и олицетворенияв) сравненияг) аллитерации или звукописьд) цветопись(не просто находить выразительные средства, а рассказать, как с их помощью автор раскрывает свою идею-главную мысль)lll.Заключение – впечатление от прочитанного.
Весенний, утренний, тоненькийЛедок натянуло сеткой,Но каплет с каждой соломинки, С каждой ветки.Поет по-зимнему улица,Но свету – что летним днем.И, как говорится, курицаУже напилась под окном.И звонкую, хрупкую,Набравшись силы в ночи,Чуть солнце – уже скорлупкуПроклюнули ручьи.Весна сугробы подвинула,Плотнее к земле примяв.И зелень коры осиновой –Предвестье зелени трав. Апрельским ветром подунуло,Запахли водой снега.И дело свое задумалаРека, упершись в берега.Ей грезится даль раздольная, Ее минута близка…Грохочет крылечко школьное,Едва дождавшись звонка.Давай начинай, разламывайНатоптанный лед рябой…А что, если снова заново,С начала самогоНачать нам жить с тобой?..
Узелки В.ОрловПосле зимней глубокой дремотыДел немало на шаре земном.Перед праздником столько работы!Нужно помнить весне обо всём.И весна в изумрудном платочкеХодит, бродит в лесах и в садах.И на память себе узелочкиОставляет на голых ветвях.Днём и ночью ей нужно трудиться —Перекрасить леса и поля.Нужно к маю земле нарядиться,Чтобы стала красивой Земля.Нужно солнце почистить до блеска —На ветру потускнело оно.Нужно зимнюю снять занавескуИ промыть голубое окно,Проводить холода за ворота,Не спеша отворить ручейки...А закончится эта работа —И развяжутся все узелки.