Секреты звука «C» Учитель-дефектолог ГУО «СОШ № 82 г. Минска»Лазюк Татьяна Сергеевна
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЗВУКА « C» При постановке правильного произношения звука C, проводится целенаправленная работа над речевыми движениями, которые не сформировались у ребёнка в процессе речевого развития. Каждое артикуляционное упражнение в соответствии с выполняемым действием имеет своё название. Картинка-образ служит образцом для подражания предмету или действиям выбранного предмета.ПОМНИТЕ! Важно не количество ,а правильный подбор и качество выполнения артикуляционных упражнений.
Критерии оценки качества выполнения артикуляционных упражнений ЧёткостьПлавностьДифференцированностьТочностьРавномерностьУстойчивостьПереключаемость
Часики Давай покажем, как работают часики:улыбнись, открой рот,тянись попеременно то к левому углу рта, то к правому. повтори пять-десять раз. Тик-так, тик-так. Язычок качался так,Словно маятник часов. Ты в часы играть готов?
Иголочка Открыть рот;Язык высунуть далеко в перед;Напрячь мышцы языка исделать его узким;Удерживать иголочку считая от одного до пяти. Язык в иголку превращаю,Напрягаю и сужаю.Острый кончик потяну,До пяти считать начну,Раз, два, три, четыре, пять,Иголку я могу держать!
Заборчик Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.
Желобок Высунуть широкий язык, боковыекрая загнуть вверх, втянуть в себящеки и воздух.
Чистим зубки Покажи, как язычок чистит зубки: улыбнись, открой рот,кончиком языка сильно «чисти» (води влево-вправо)за нижними зубамипод счёт (семь-восемь раз).Теперь почисти за верхними зубами(рот широко открыт). Не спеши, «чисти» под счёт взрослого. Чищу зубы, чищу зубы,И снаружи и внутри.Не болели, не темнели,Не желтели чтоб они.
Киска сердится Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку. Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубы, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счёт до восьми-десяти.
Змейка Давай изобразим змею. Улыбнись, от крой рот, сильно высуни язычок изо рта испрячь (рот не закрывать). Повтори три-четыре раза. Подражаем мы змее, Мы с ней будем наравне: Высунем язык и спрячем,Только так, а не иначе.
Автоматизация звука «С» СЛОГИСЛОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Как течет вода? Произнеси: с-с-с.
Назови картинки, вставляя пропущенные буквы …анки …самовар …алют …ахар …абли
Назови картинки, вставляя пропущенные буквы …лон …коворода …ок …тул …умка
Назови картинки, вставляя пропущенные буквы О…а Но…ки Ли…аВе…ы Па…та
Назови картинки, вставляя пропущенные буквы Но… Автобу… Вопро… Какту… Космо…
Отгадай загадки, назови отгадки Больше всех на свете он, Очень, очень добрый …. Сперва с горы летишь на них,А после в гору тянешь их.
Отгадай загадки, назови отгадки Не сеют, не сажают — сами вырастают. В дом чужого не пущу,Без хозяина грущу.
Логопедические рифмовки Са-са-са, са-са-са, Летит оса! Сы-сы-сы, сы-сы-сы. Не боимся мы осы!Су-су-су, су-су-су Видел кто из вас осу? Сы-сы-сы, сы-сы-сы, Мы не видели осы. Са-са-са, са-са-са, Укусила в нос оса. Со-со-со, со-со-со, Стал мой нос, как колесо!Сы-сы-сы, сы-сы-сы, Не боюсь я злой осы! Су-су-су, су-су-су, Я осу в руке несу!
Доскажи словечко СА! СА! СА! СА! СА! СА! Вкусно пахнет … (колбаса).СА! СА! СА! СА! СА! СА! Улетел шар в … (небеса).СО! СО! СО! СО! СО! СО! Прокололи … (колесо).СА! СА! СА! СА! СА! СА! На траве с утра … (роса).
Произнеси предложения У Сони два листа. У Сони много бус.
Произнеси предложения У нас погас свет. Автобус едет в лес.
Произнеси предложения На столе спелая редиска. Саша и Слава строили мосты.
Произнеси скороговорки Сачок зацепился за сучок.Ест киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок – сорок морок. С хрустом, с хрустом едим капусту. Старый лис любит рис.
Выучи стихотворение Гусаки. Идут леском Гусак за гусаком. Смотрит свысока Гусак на гусака.
Выучи стихотворение СлоненокСлоненок удивил ребят, Слоненок встал на самокат. Немного покатался И … самокат сломался.
Спасибо за работу!
Секреты звука «C» Пособие для занятий по коррекции звукопроизношения Учитель-дефектолог ГУО «СОШ № 82 г. Минска»Лазюк Татьяна Сергеевна