Секреты звука «Ш» Пособие для занятий по коррекции звукопроизношенияУчитель-дефектолог ГУО «СОШ № 82 г. Минска»Лазюк Татьяна Сергеевна
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЗВУКА « Ш» При постановке правильного произношения звука Ш, проводится целенаправленная работа над речевыми движениями, которые не сформировались у ребёнка в процессе речевого развития. Каждое артикуляционное упражнение в соответствии с выполняемым действием имеет своё название. Картинка-образ служит образцом для подражания предмету или действиям выбранного предмета.ПОМНИТЕ! Важно не количество ,а правильный подбор и качество выполнения артикуляционных упражнений.
Правила проведения артикуляционной гимнастикиКаждое движение выполняйте перед зеркалом.Движения проводите неторопливо,ритмично,чётко.Чаще сравнивайте образец с рабочим вариантом (действиями ребёнка)Выполняя упражнения для языка,используйте ладонь своей руки и руку ребёнка,имитируя движения языка.ПОМНИТЕ : гимнастика не должна ребёнку надоедать.Следите,чтобы он от неё не уставал
Критерии оценки качества выполнения артикуляционных упражненийЧёткостьПлавностьДифференцированностьТочностьРавномерностьУстойчивостьПереключаемость
Лопатка Улыбнуться, приоткрыть рот, Положить широкий передний край языка на нижнюю губу.Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти - десяти. Язычок наш как лопатка Очень ровный, очень гладкий. А такой лопаткой И копать приятно.
Чашечка улыбнуться приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу загнув кончик языка и боковые края вверх, потянуться языком вверх.Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем.
Вкусное варенье Слегка приоткрыть рот широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Блин мы ели с наслажденьемПерепачкались вареньем.Чтоб варенье с губ убрать,Ротик нужно облизать,
МАЛЯР Покажи, как маляр красит крышу. Улыбнись, открой рот язык подними вверх и кончиком языка проводи по нёбу от верхних зубов к горлышку и обратно. Выполняй медленно, под счёт до восьми.Красить комнаты пора,Пригласили маляра.Челюсть ниже опускаем,Язык к нёбу поднимаем,Поведём вперёд-назад-Наш маляр работе рад!
Грибок Давай сделаем «грибок». Улыбнись, открой рот, «приклей» (присоси) язык к нёбу,удерживай язык в таком положении на счёт до пяти- десяти (рот всё время широко открыт). Под берёзой, у дорожки Гриб растёт на толстой ножке. Мимо мы пройти не сможем, Гриб в лукошко мы положим.
Гармошка Язык «присасывается» к небу, нижняя челюсть то опускается, то поднимается, растягивая уздечку языка; На гармошке мы играем. Рот пошире открываем, Челюсть вверх, челюсть вниз, Ты, смотри, не ошибись.
Лошадка Изобрази, как лошадкастучит копытами: улыбнись, открой рот, щёлкай языком громко и энергично. Старайся, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.Я весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко — Стук копыт услышишь звонкий.
Фокус Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.С вами в цирке побывали,За фокусами наблюдали,Но и сами мы с усами,Фокусы покажем маме.
Автоматизация звука «Ш» СЛОГИСЛОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Назови картинки, вставляя пропущенные буквы
Назови картинки произноси правильно звук ш
Отгадай загадки, назови отгадки Из неё нам пить приятночай и кофе ароматный. Мордочка усатая,Шубка полосатая,Часто умывается,А с водой не знается
Меня оседлают, и я побегу,Но также и грузывозить я могу. Пером и пухом нас набилиЧтоб очень мягкие мы были.Лежим спокойно под щекой,Чтоб сон был крепкий и покой.
Скачет зверюшка,Не рот, а ловушкаПопадет в ловушкуИ комар и мушка. Что за стол среди берез под открытым небом? Угощает он в морозптиц зерном и хлебом.
Они и летом и зимой любят жить одна в одной.Принесите им сапожки, и пойдут плясать ...
ЧТО ДЕЛАЕТ МИШКА? Летит на шарике Строит башнюРазбилчашку
Логопедические рифмовки Ши-ши-ши, ши-ши-ши Что-то шепчут камыши.Ше-ше-ше, ше-ше-ше Это утка в камыше.Ша-ша-ша, ша-ша-ша Выходи из камыша! Ш-ше-ше, ше-ше-ше Hет уж утки в камыше. Ши-ши-ши, ши-ши-ши Что же шепчут камыши?
Логопедические рифмовки Шо-шо-шо, шо-шо-шоЯ пишу уж хоpошо.Шу-шу-шу, шу-шу-шуВсё, что хочешь, напишу. Ши-ши-ши, ши-ши-ши "Ешьте кашу",- напиши Шу-шу-шу, шу-шу-шу Это я уж напишу Шо-шо-шо, шо-шо-шоВижу, пишешь хорошо.
Выучи стихотворение Мышь как мышь. Мышь как мышь, сама с вершок! Влезла мышка на мешок. Позвала к себе мышат. Пусть крупою пошуpшат! Пошуpшать бы пошуpшали. Только кошки помешали...
Воробей -Воробей, чего ты ждешь?Крошек хлебных не клюёшь?-Я давно заметил крошки,Да боюсь сердитой кошки.
Черепаха Черепаха всех смешит,потому что не спешит.Но куда спешить тому,кто всегда в своём дому?
Произнеси скороговорки Прошкина шавка укусила Пашку,Бьет Пашка ШапкойПрошкину шавку.Кукушка кукушонкуКупила капюшонНадела кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
Спасибо за работу!
Секреты звука «Ш»Пособие для занятий по коррекции звукопроизношенияУчитель-дефектолог ГУО «СОШ № 82 г. Минска»Лазюк Татьяна Сергеевна