Роль филологических дисциплин в формировании стратегий смыслового чтения и работы с текстом в контексте ФГОС
Кто не умеет читать, тот не умеет мыслитьВ.А. Сухомлинский Читается трояким образом: первое – читать и не понимать, второе – читать и понимать, третье – читать и понимать даже то, что не написано Я. Б . Княжнин
Чтение- фундамент всех УУД и предметных действий
Метапредметные результаты обучения
Метапредметные результатыФормирование метапредметных умений, направленных на развитие способности к самообразованию, т.е на развитие рефлексивных способностей. Умение работать с текстом - самый главный интегративный продукт, основа интеллектуальных умений человека. Цель- овладение учеником способами рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями, которые бы в дальнейшем входили в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий.Рефлексивные технологии, основанные на личностных механизмах мышления - путь к пониманию текста. Умение читать (понимать)- база развития всей группы коммуникативных умений.
Познавательные УУД на уроках русского языка и литературы развитие когнитивной сферы учащихся, выработка инструментария, дающего возможность действовать в изменившихся обстоятельствахумение объяснять явления действительности - выделять существенные признакисистематизироватьобобщатьустанавливать причинно-следственные связиоценивать их значимостьНа уроках литературы формируются прежде всего познавательные УУД, направленные на выработку умений учащихся анализировать и обрабатывать информацию.
Действия смыслового чтенияВ концепции универсальных учебных действий наряду с другими познавательными учебными действиями выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определения основной и второстепенной информации, формулирования проблемы и идеи текста. Осмысливать информацию – осуществлять познавательную деятельность.Вид чтения – это задача. В зависимости от коммуникативных задач чтение бывает: просмотровым, ознакомительным, изучающим.Постижение художественного чтения отличается от информативного чтения. Это восприятие эстетической информации, заложенной в тексте, раскрытие смысловых перспектив художественного образа
Универсальные компетенции образовательной области «Филология»универсальные компетенции, заложенные в содержание образования (общенаучная, инструментальная, общекультурная) в большей степени реализуются в школьных курсах русского языка и литературы умение читать и анализировать текст позволяет осуществлять метапредметный перенос, а значит обеспечить успех в других учебных курсах
Цели и задачи смыслового чтенияЦель: формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понимать содержание текста и практически осмысливать извлеченную информацию)Задачи: поиск информации, интерпретация, рефлексия
Планируемые результаты освоения междисциплинарной учебной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом» Усовершенствовать технику чтения ;приобрести устойчивый навык осмысленного чтения;получить возможность приобрести навык рефлексивного чтения ;овладеть различными видами и типами чтения;овладеть основными стратегиями чтения текстов разных видов;научиться выбирать стратегию чтения в зависимости от учебной задачи;приобрести устойчивую потребность в чтении как средстве саморазвития.
Основные принципы организации работытекстоцентрическая основа каждого урокаобязательное включение всех видов речевой деятельности(чтение, говорение, слушание, письмо)работа над самостоятельным созданием текстов разных стилейнаглядная схематизация лексикисистематическая работа над толкованием слов, терминов, выражений
Виды текста
Классификация текстов
ГИА Задание С Русский язык и обществознание
Список литературыСписок литературы