С тех пор как существует мирозданье, Такого нет, кто б не нуждался в знанье. Какой мы ни возьмем язык и век, Всегда стремится к знанью человек. С тех пор как существует мирозданье, Такого нет, кто б не нуждался в знанье. Какой мы ни возьмем язык и век, Всегда стремится к знанью человек. Рудаки
1. Вступление. 2. Формирование функциональной грамотности через критическое мышление 3. Приемы технологии критического мышления 4. Система работы по формированию функциональной грамотности. 1. Вступление. 2. Формирование функциональной грамотности через критическое мышление 3. Приемы технологии критического мышления 4. Система работы по формированию функциональной грамотности. Приложение. Презентация. Раздаточный материал. Литература.
1. Цель и задачи Национального плана 1. Цель и задачи Национального плана 2. Анализ текущей ситуации по развитию функциональной грамотности школьников 3. Механизмы развития функциональной грамотности школьников Обновление стандартов образования,учебных программ и планов Обновление форм, методов и технологий обучения Развитие системы оценки результатов обучения школьников Обеспечение активного участия родителей в образовании и воспитании детей Развитие дополнительного образования 4. Ожидаемые результаты от реализации Национального плана 5. Необходимые финансовые ресурсы 6. План мероприятий по созданию условий для развития функциональной грамотности школьников
Поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. Н. А. Назарбаев Поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. Н. А. Назарбаев
Критическое мышление – это позитивная и продуктивная, а не антисоциальная деятельность. Когда мы мыслим критически, мы начинаем понимать разнообразие ценностей, стилей поведения, социальных структур и художественных воплощений мира. Это процесс, а не результат. Критическое мышление – это позитивная и продуктивная, а не антисоциальная деятельность. Когда мы мыслим критически, мы начинаем понимать разнообразие ценностей, стилей поведения, социальных структур и художественных воплощений мира. Это процесс, а не результат. ( Brookfield, 1987)
Критическое мышление – разумное, рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление – разумное, рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Джуди А. Браус, Дэвид Вуд
Критическое мышление – это процесс оценки или категоризации в терминах ранее приобретенных базовых знаний … оно включает в себя установку плюс владение фактами плюс ряд навыков мышления. Критическое мышление – это процесс оценки или категоризации в терминах ранее приобретенных базовых знаний … оно включает в себя установку плюс владение фактами плюс ряд навыков мышления. Б. Рассел
1. Критическое мышление — мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. 1. Критическое мышление — мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. 2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. 3. Критическое мышление предполагает постановку вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить. 4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих. 5. Критическое мышление есть мышление социальное.
«Инвентаризация» - составление списка известной информации. Учащиеся записывают (обычно на стадии вызова индивидуально илипосле обсуждения в парах) известную им информацию по теме. В дальнейшем соотносят новую информацию с уже имеющейся и дополняют ее. «Инвентаризация» - составление списка известной информации. Учащиеся записывают (обычно на стадии вызова индивидуально илипосле обсуждения в парах) известную им информацию по теме. В дальнейшем соотносят новую информацию с уже имеющейся и дополняют ее.
Толстые вопросы: Толстые вопросы: Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ? Тонкие вопросы: Кто ? Что ? Когда ? Где? Согласны ли Вы ...? Верно ли …?
5. Таблица ЗХУ «Знаю – хочу узнать - узнал». 5. Таблица ЗХУ «Знаю – хочу узнать - узнал».
Прием « ИНСЕРТ» - маркировка текста значками и чтение Прием « ИНСЕРТ» - маркировка текста значками и чтение " V " - уже знал " + " - новое " - " - думаю иначе, не согласен " ? " - не понял, есть вопросы
· Стадия вызова: учащиеся, обсудив в парах, заполняют 1 графу таблицы «Бортовой журнал» – «Что мы знаем по данной теме». · Стадия осмысления (поэтапное прослушивание лекции): на каждом этапе учащиеся индивидуально отмечают в 1 графе таблицы знаками + и – верность предположений и конспективно заполняют 2-ю графу «новая информация». · Стадия рефлексии: учащиеся в парах сопоставляют 1 и 2 графы, обсуждают результаты работы. · Итоговая рефлексия: коллективное обсуждение результатов работы · Стадия вызова: учащиеся, обсудив в парах, заполняют 1 графу таблицы «Бортовой журнал» – «Что мы знаем по данной теме». · Стадия осмысления (поэтапное прослушивание лекции): на каждом этапе учащиеся индивидуально отмечают в 1 графе таблицы знаками + и – верность предположений и конспективно заполняют 2-ю графу «новая информация». · Стадия рефлексии: учащиеся в парах сопоставляют 1 и 2 графы, обсуждают результаты работы. · Итоговая рефлексия: коллективное обсуждение результатов работы
Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Имя существительное-1слово Имя прилагательное -2 слова Глагола – 3 слова Предложение из 4 слов Подбор синонима Перевод на казахский язык
Р А Ф Т - Идея в том, что пишущий или рассказывающий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это снимает страх перед самостоятельным высказыванием. · Р – роль, от чьего лица составляется текст · А- аудитория кому адресован текст · Ф- форма · Т – тема Рефлексия – анализ и оценивание проделанной работы Р А Ф Т - Идея в том, что пишущий или рассказывающий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это снимает страх перед самостоятельным высказыванием. · Р – роль, от чьего лица составляется текст · А- аудитория кому адресован текст · Ф- форма · Т – тема Рефлексия – анализ и оценивание проделанной работы
Позволяющий четко организовать учебный процесс Позволяющий четко организовать учебный процесс Технологичность КМ обучает учеников умению самостоятельной обработки информации, Формирует самостоятельность мышления; Развивает коммуникативные навыки, умения вести диалог, способности работать в коллективе; В технологии КМ заложен прием взаимообучения. Развивает различные типы восприятия: аналитический, визуальный, аудиальный, рефлексивный Развивает способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом. Рефлексивный анализ проблем, осваиваемый учащимися, является необходимым условием выработки у них приемов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений, критериев оценки полученных результатов
Составляющие работы по обучению функциональной грамотности: Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение). Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста. - развитие устной и письменной речи: - развитие орфоэпических навыков; - работа по обогащению словарного запаса; - развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся; - развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи; - развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи. Составляющие работы по обучению функциональной грамотности: Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение). Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста. - развитие устной и письменной речи: - развитие орфоэпических навыков; - работа по обогащению словарного запаса; - развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся; - развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи; - развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи.
Формирование функциональной грамотности на уроке — условие развития компетентностей учащихся. Формирование функциональной грамотности на уроке — условие развития компетентностей учащихся. Критическое мышление — навык, который помогает человеку успешно справляться с требованиями 21 века, понимать для чего он учится, что и для чего он делает.
Литература Литература 1 Жанпеисова У.А. «Русская речь»: методическое руководство для 7 класса Алматы «Атамура» 2012. 2..Бадамбаева Г.А. Тюлебаева М.А. «Русская речь»: методическое руководство для 8 класса. Алматы «Мектеп» 2012 г. 3.Жанпеисова У.А. Кожакеева Ш.Т. «Русская речь»: методическое руководство для 5 класса Алматы «Атамура» 2010 г. 4.Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года № 832 Об утверждении Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 - 2016 годы 5..Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» 6. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. — СПб: Альянс «Дельта», 2003. 7. Популяризация критического мышления/ сост. Дж. Л. Стил, К, Мередит Ч. Темил. С- Уолтер. Пособие 2. — М. Изд-во ИОО, 1997. 8.Пособие для учащихся, студентов, педагогов и для всех тех, кто обучается на протяжении всей жизни Составитель - Рудик Г.А., профессор, доктор педагогических наук