Приемы работы с текстом
Возникающие проблемы: Как добиться, чтобы дети внимательно читали текст;Как научить ребенка выделять главные мысли, обрабатывать полученную информацию.
Ключевые слова: деятельностный компонент, учебный текст, формирование учебно-текстовой деятельности, совокупность при- емов, приемы взаимодействия учащихся с учебным текстом, культуро-созидательные возможности, стратегия чтения, тактика чтения, виды чтения, уровень работы с учебным текстом, повышенное внимание к слову, работа со справочной литературой.
Под учебно-текстовой деятельностью мы понимаем особого рода интеллектуально-мыслительную активность личности, направленную на организацию и преобразование смысловой информации в процессе становления совокупности характеристических свойств познающихсубъектов.
При этом входе учебно-текстовой деятельности в знаковойформе (в форме учебного текста) материализуетсямотивированная интеллектуально-мыслительная активность познающих субъектов.
Копилка приемов формирования умения читать учебник До чтения текста:Выбор стратегии чтения;Экскурсия по книге; Определение цели чтения, вида чтения, уровня работы с текстом;Прогноз содержания параграфа, главы, книги с помощью заголовка.
Приемы, помогающие вести диалог с текстом: постраничный анализ текста; деление текста на смысловые части; выделение главных, основных мыслей в тексте; выбор (подчеркивание, выписки) ключевых слов, словосочетаний, фраз; выбор из текста незнакомых слов, словосочетаний и выяснение их значений; выбор слов-сигналов, помогающих обратить внимание на то, что нужно запомнить; составление вопросов к тексту; поиск ответов на поставленные вопросы; соотнесение собственной точки зрения на поставленную проблему с текстом учебника; подтверждение основных положений текста собственными примерами; работа сосправочной литературой.
Постраничный анализУчитель привлекает внимание учащихся к ключевым фрагментам текста (объемом не более абзаца каждый), в которых раскрываются наиболее важные аспекты изучаемого материала. Проводится фронтальное обсуждение этих фрагментов, основные выводы записываются в тетрадях
Построчный анализ В тексте выбирается один ключевой фрагмент (не более одного – двух абзацев), который содержит в себе указания на наиболее важные аспекты изучаемого материала. На основе этого фрагмента организуется эвристическая беседа, в ходе которой раскрывается содержание текста.
Выделение главного Учащиеся самостоятельно читают текст и выбирают наиболее важные с точки зрения содержания предложения и абзацы. Выбранные фрагменты или выделяются непосредственно в тексте (подчеркиваются), или в кратком виде фиксируются в тетради. Затем результаты этой работы необходимо обсудить.
Анализ по рисункам Необходимо, чтобы текст был в достаточной степени насыщен иллюстрациями.Содержание изучаемого материала восстанавливается в процессе обсуждения приведенных в тексте иллюстраций. К рисункам подбираются подписи и фиксируются в тетрадях учащихся.
Составление вопросов к тексту Рекомендуется проводить с уже знакомым учащимся текстом. Нужно обязательно проверить составленные вопросы, дать возможность учащимся задать их на уроке, скорректировать формулировки ( если это необходимо)
- Подбор заголовка к тексту; - Составление плана текста;- Составление конспекта; - Составление тематического словаря;- Составление предметного указателя;
Во время чтения текста: Постраничный анализ текста;Деление текста на смысловые части;Выделение главного в прочитанном;Выбор ключевых слов;Выбор незнакомых слов и выяснение их значений;Выбор слов-сигналов, обращающих внимание на то, что нужно запомнить;
Составление плана главы, параграфа;Составление вопросов к тексту;Поиск ответа на поставленные вопросы;Чтение про себя;Чтение вслух;Чтение по ролям;
Соотнесение собственной точки зрения на заданную проблему с текстом учебника;Подтверждение основных положений текста собственными примерами;Работа в парах по разбору обоснования основных утверждений и доказательства.
После прочтения текста: Поиск дополнительной литературы по изучаемой теме;Составление заданий аналогичных тем, которые встречались в тексте (например, заданий А,Б,С как в ЕГЭ)Пересказ содержания;Составление схем, рисунков, планов, конспектов, словарей, рефератов и т.д.
Составление контрольных вопросов к прочитанному тексту;Восстановление текста по рисункам;Придумывание своих заголовков к тексту;Написание рецензии к выбранному фрагменту учебника.
уровни работы с учебным текстом: Познавательный уровень восприятие и понимание в готовом виде Критическийуровень обозначает анализ, оценку учебного материалаКонструктивный созидание нового – вопросы, рисунки, схемы и пр., а потом новые идеи Мета-уровень осознание и самостоятельное формулирование целей чтения учебного текста
Успех нас может ждать при переносе освоенных приемов на одних уроках на содержание других учебных предметов.
Спасибо за внимание!