ПОДГОТОВКА к выполнению части 3(с)
РАЗВИТИЕ АВТОРСКОЙ МЫСЛИ В ТЕКСТЕ 1. Исходный текст разделите на микротемы (предложения, объединенные одной мыслью). Абзац2. Выделите основную мысль каждой микротемы3. Сформулируйте данную мысль4. Запишите её в виде пункта плана5. Используйте глаголы, показать, что делает автор, рассуждая над данной проблемой, и как он позволяет читателю увидеть ход своих рассуждений
Глаголы, передающие способы авторского подхода к раскрытию проблемы Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, говорит, исследует, доказывает, сравнивает, сопоставляет, выясняет, описывает, затрагивает и т.п.
Глаголы, передающие мысли, особо важные автору Автор обращает внимание на (что?)…, - заостряет (что?), - акцентирует внимание (на чём?)…, - подчёркивает, выделяет, отмечает (что?), - указывает (на что?)… и т.п.
Глаголы, фиксирующие формулировку авторской позиции Автор считает,утверждает, что…убеждён в том, что…делает вывод, что…
Микротема 1 (1)С самого рождения главным человеком для меня стала мать моей матери Александра Ивановна Петрова. Её я никогда не называла бабушкой – только мамой.Сорокалетняя бабушка взяла на себя бремя материнства – бессонные ночи, борьбу с детскими хворями, большие и маленькие заботы, когда родила, не выходя замуж, дочка Зиночка, из четверых её детей самая любимая, хорошенькая и добрая. А дочери дала возможность заняться устройством личной жизни, что та и смогла сделать. (5)Когда началась война, двадцатидвухлетняя Зиночка, всю жизнь боявшаяся резких слов, вздрагивавшая от громкого голоса, пошла на фронт вместе с мужем, а спустя пять фронтовых лет разделила с ним кочевую жизнь военнослужащего…
Основная мысль микротемы 1 Александра Петровна ради счастья любимой дочери в сорок лет взяла на себя бремя материнства
При написании комментария нельзя: 1. Пересказать содержание исходного текста2. Описывать собственные впечатления от прочитанного или рассуждений по поводу прочитанного3. Использовать одну развернутую цитату из текста4. Переписать текст рецензии задания В85. Рассказать о средствах выразительности6. Выразить собственное отношение к проблеме
Комментарий микротемы 1 Автор объясняет, почему бабушка заменила рассказчице родную мать: жизненные обстоятельства не позволили Зиночке заниматься дочерью
Микротема 2 (6) Я хорошо помню, как она во время своих редких приездов в Москву водила меня, семилетнюю, гулять по заснеженному Замоскворечью. Время от времени останавливалась, наклонялась ко мне и, глядя на меня своими большими голубыми глазами, просила сказать ей: «Мама». Я упорно твердила: «Зина». Когда я повзрослела, тем более не могла называть её мамой. Мне казалось, что это было бы предательством по отношении к Матери. Сейчас, когда прошло столько лет, я. Конечно, жалею о тогдашнем своём упрямстве, о том, что так и не назвала мамой родившую меня женщину. Она не могла настаивать, требовать, заявлять о своих правах на дочь и только плакала. (13)Я осталась в доме на Вишняковском, прожила с Матерью до своих тридцати лет и благодарна судьбе за это.
Основная мысль микротемы 2 Рассказчица с детства считала бабушку Матерью, поэтому ей непонятны были страдания родной матери
Комментарий микротемы 2 Т.Щеглова также позволяет читателю увидеть и трагедию родной матери, оказавшейся не в состоянии воспитывать девочку, и позднее раскаяние рассказчицы, так и не назвавшей мамой родившую её женщину
Микротема 3 (14)В школу мы с Матерью пошли вместе: я стала первоклассницей, а она – членом, а затем и председателем родительского комитета. Мать делала много полезного6 она устраивала всякого рода «мероприятия», ходила к родителям нерадивых учеников, добивалась бесплатных завтраков и ботинок для ребят из бедных семей. У многих отцы погибли на фронте, а у некоторых стали жертвами предвоенных репрессий.
Основная мысль микротемы 3 Мать свою жизнь подчинила интересам внучки
Микротема 4 (17)Наши с Матерью отношения не были сплошной идиллией – случались размолвки, мои капризы и непослушание.Единственным наказанием, которое Мать применяла по отношению ко мне в случае моих провинностей, было молчание. Со всеми домочадцами разговаривает, со мной – ни слова. (20)Я лишалась общения, не могла ничем заняться, не в силах была долго терпеть свою изоляцию и «одумывалась».
Основная мысль микротемы 4 Мать сделала так, что даже временное лишение общения для рассказчицы становилось невыносимым.
Микротема 5 (21)Мать любила читать. В доме было много хороших книг, их покупали, обязательно дарили на праздники. Не учившаяся никогда музыке, она позаботилась о том, чтобы я научилась играть – дома было пианино. А театр? (25)Чаще всего мы ходили в филиал Малого на Ордынке, в наш «придворный», как мы его называли, театр – близко от нашего дома.
Основная мысль микротемы 5 Мать развивала внучку духовно, всесторонне, давая ей то, чего сама была лишена
Микротема 6 (26)Я была домашним ребёнком – не ходила в детский сад, не ездила в пионерский лагерь. Первый раз разлучилась ненадолго с Матерью, когда мне было шестнадцать лет. Мать отпустила меня с тётей Шурой на юг в санаторий. (29)отвечая на моё посланное из Анапы в Москву письмо (живём с Шурой в разных комнатах, очень жарко, на пляж ходить далеко, еда невкусная и т.д. и т.п.), Мать пишет: «Танюша, дорогая, надо учиться жить так, чтобы видеть хорошее, и тогда будет меньше недовольства, да и жить будет веселее».
Основная мысль микротемы 6 Мать учила внучку жить в мире и гармонии с людьми и самой собой
Комментарий к микротемам 3-6 Автор помогает также понять причины того, почему бабушка стала для повествовательницы Матерью с большой буквы: Александра Ивановна свою жизнь подчинила интересам внучки, всесторонне развивая её и обучая умению жить в мире и гармонии с собой и окружающими людьми
Микротема 7 (30)…В шестьдесят с небольшим Мать тяжело заболела. Опасаясь за неё и не в силах скрыть своей боязни остаться вдруг без согревавшего меня всю жизнь крыла, я спросила: «Мама, ты поправишься?» Мой эгоизм («Как буду жить без неё?») поставил вместо утверждающей точки или восклицательного знака трусливый вопросительный знак. (33)Мать ответила: «Не бойся. Мне ещё надо дорастить тебя».(По Т.Щегловой)
Основная мысль микротемы 7 Мать понимает тревогу дочери, страх остаться в одиночестве, и это придаёт ей силы бороться с болезнью.
Комментарий микротемы 7 Т.Щеглова заставляет нас задуматься о подвиге материнства, об истинном значении слова «Мать»
Схема рассуждения (комментария): Проблема морально-этическаяАктуальная (почему?)потому что дает возможность понять:Что значит быть Матерью?Почему материнство – это не только инстинкт, но и жертвенная любовь, и обмен отношениями?Как овладеть искусством стать Матерью?потому что
Заставляет задуматься об ответственности быть матерью;Позволяет увидеть один из вариантов истинного материнства;Понять, что с рождением ребёнка мать принимает на себя массу проблем и обязательств;Помогает убедиться, что только в тесном взаимодействии возникает духовное единение матери и ребёнка и т.п.
Схема аргументации ТЕЗИСПочему это так?Потому что (так как)…Аргумент 1 Аргумент 2Что следует из вышесказанного?Вывод
тезис Настоящей матерью человек может считать только ту женщину, которая вырастила и воспитала его.ПОЧЕМУ?
Аргумент 1 (Так как…) Материнство – это ответственность за судьбу ребёнка и умение его любить, независимо от того, родной он или приёмный. Так, в повести Л.Воронской «Девочка из города» рассказывается о маленькой ленинградке Вале, потерявшей мать во время блокады. Валентинка прижилась в деревенской семье и стала называть мамой приютившую её добрую женщину.
Аргумент 2 (Так как…) Жизнь также даёт немало подобных примеров. Герои сериала «Семейный дом» – Дима и Женя Соколовы – организовывают детский дом семейного типа и берут на воспитание пятерых детишек, от которых уже несколько раз отказывались предыдущие приёмные родители. Сколько заботы о детях и терпения потребовалось Жене, чтобы ребята начали понимать – это их родной дом!
вывод (Что следует из вышесказанного?)Для ребёнка единственной настоящей матерью становится та, у которой он находит искреннюю любовь и постоянное внимание к его жизни.
Желаю удачи !!!