Деепричастие как особая форма глагола УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
Как понимаете это высказывание? О, сколько нам открытий чудныхГотовит просвещения дух,И опыт – сын ошибок трудных,И гений – парадоксов друг. А.С.Пушкин
Как объяснить последнее слово? неговорящий попугай не говорящий по-русскинехоженые тропы еще не хоженные тропы неразговорчивый человек не разделен на частинеобъяснено правило не заботившийся о деленеинтересно не зная
Сопоставьте предложения: Девочка выполняла домашнее упражнение и подчеркивала орфограммы. Девочка выполняла домашнее упражнение, подчеркивая орфограммы.Вывод: слова, обозначающие действия, добавочные по отношению к основному – деепричастия.
Деепричастие как особая форма глагола
1. Что обозначает? 2. Как образуется?3. Каковы морфологические признаки? 4. Какова синтаксическая роль?
Что делая? -а- (-я-) Как?Что сделав? - в-, -вши-, -ши-, -учи-(-ючи-) Как?
Составление опорной схемы: Деепричастие Признаки Признаки глагола наречия вид не изменяется возвратность синтаксическая роль (обстоятельство)
По каким признакам опознали деепричастие?
Замените деепричастием сначала1-й глагол, потом 2-й: .Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.Фонарь мигал и тускло освещал улицу.
А из города выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло все поле, а запорожцы все палили, не переводя дух.
1. Что обозначает деепричастие? 2. Как образуется?3. Каковы морфологические признаки? 4. Какова синтаксическая роль?
Какие открытия на уроке вы для себя сделали?