особенности логопедической работы по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза Выполнила учитель-логопед МОУ «Коркатовский лицей»Анисимова Л.И.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Механизмы Нарушение различных форм языкового анализа и синтеза Проявляется в искаженияхструктуры: слова (и слога) - пропуски согласных и гласных букв, перестановкибукв, вставки букв, пропуски,добавления, перестановкислогов Проявляется в искажениях структуры предложения – слитное написание слов (предлоги), раздельное написание слов (приставки и корни слов), несоблю-дение границ предложения, написание всех слов в предложении слитно
Наиболее распространены следующие ошибки 1) пропуски согласных при их стечении (ДОЖИ – ДОЖДИ, ДЕКИ – ДЕНЬКИ, СОСТАЛЯЮТ – СОСТАВЛЯЮТ);2) пропуски гласных (ДЕВЧКИ – ДЕВОЧКИ, ПОШЛ – ПОШЛИ, ТЧКА – ТАЧКА, РАСКАЧИВЕТ – РАСКАЧИВАЕТ);3) перестановки букв (ПАКЕЛЬКИ – КАПЕЛЬКИ, КУЛКА – КУКЛА);4) добавление букв (ВЕСНАЯ – ВЕСНА);5) пропуски, добавления, перестановки слогов (ВЕСИПЕД – ВЕЛОСИПЕД).
Коррекционная работа при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Специфические ошибки 1. Ошибки на уровне буквы и слога (звукобуквенный и слоговой анализ и синтез); 2. Ошибки на уровне слова (слоговой и морфологический анализ и синтез); 3. Ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста (языковой анализ и синтез).
1. Коррекция специфических ошибок на уровне буквы и слога При построении занятий по развитию звукового анализа и синтеза принято придерживаться основных этапов фор¬мирования простых и сложных форм звукового анализа (по Ткаченко Т.А.)Простые формы звукового анализа.Выделение первого ударного гласного в слове.Выделение первого согласного в слове, последнего соглас¬ного в слове.Выделение гласного из середины слова.Определение места звука в слове (звук в начале, середине, конце слова).2. Сложные формы звукового анализа.Определение последовательности звуке в слове.Определение количества звуков.Определение места звука относительно других звуков.
2. Коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова 1 этап Подготовительный. (Невербальный уровень) Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи. Работа по развитию переключения и координации.2. Этап. Коррекционный. (Вербальный уровень)Уровень гласных. Детей знакомят с гласными звуками и буквами, со слогообразующей ролью гласного, с обозначе¬нием гласных при помощи символов.Уровень слогов. Детей знакомят с открытыми и закры¬тыми слогами, с обозначением слогов при помощи схем.Уровень слов. На начальном периоде обучения нужно ис¬пользовать слова, в которых написание аналогично звуча¬нию:-двусложные слова с открытыми слогами: ва-та, ли-са;-трёхсложные слова с открытыми слогами: ма-ши-на;-односложные слова с закрытым слогом: мак, бак, рот;-двусложные слова с закрытым слогом на конце слова: ли¬-мон, ка-бан;-двусложные слова с со стечением в середине слова: бан-ка, руч-ка, ноч-ка;-двусложные слова с закрытым слогом на конце слова и стечением согласных в середине: чай-ник, кап-кан, -трехсложные слова с закрытым слогом на конце слова: ли- мо-над, ко-ри-дор;-трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом на конце: ав-то-бус, ав-то-мат;-трехсложные слова с двумя стечениями согласных: мат-реш-ка, гар-мош-ка;-односложные слова со стечением согласных: флаг, взгляд, лифт;-двухсложные слова с двумя стечениями: звез-да, круж-ка;-четырехсложные слова: че-ре-па-ха, пи-ра-ми-да.
3. Коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова Развитие языкового анализа и синтеза на уровне словосо¬четания, предложения и текста предусматривает:знакомство с предложением - определение основных признаков предложения, Дифференциацию набора отдельных слов и предложения;дифференциацию словосочетания и предложения;развитие анализа структуры предложения – определение границ предложения, определение последовательности слов в предложении, определение места слов в предложе¬нии;знакомство с предлогами — определение их значения, зна¬комство с написанием предлогов;знакомство с приставками - определение их значения;знакомство с написанием приставок;диференциацию предлогов и приставок;знакомство с текстом — определение основных признаков текста; дифференциацию отдельных предложений и тек¬ста; определение последовательности предложений в тек¬сте.
Система коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза в логопункте лицея Название программы – Коррекция дисграфии у младших школьников, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза (составлена в соответствии с программой Е.В. Мазановой, 2006 г. )Рабочая программа рассчитана на 60 ч (2 р. в нед.)
УМК учителя - методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» (2006 г)
УМК обучающегося – рабочие тетради «Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» в 3-х частях (2007 г)