Орфограмма Автор: Балакирева Татьяна Анатольевна УМК В.В. Бабайцевой
Какие звуки произносятся на месте выделенных букв? Полы, жизнь, ряды Друг, гриб, мороз Косьба, ложка, сказка Запишите, обозначая над выделенными буквами звуки. Совпадают ли буквы и звуки? Чем определяется написание?
Работа по основной теме урока В каком из рядов слов нельзя сделать ошибку, а в каком можно? 1) Дым, дом, мир, пир, тир, дул 2) Дуб, робкий, волы, несли, ветер
Словарная работа Орфография – наука о правописании.
Когда возникают орфограммы? Чтобы проверить орфограмму-букву, нужно поставить её в сильную позицию: под ударение или перед буквами Л, М, Н, Р, В, Й
Найдите в тексте однокоренные слова Защурив глаза, я вижу, как в комнату льётся солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки. На крашеном полу и на лежанке лежат золотые окна, совсем косые и узкие, и чёрные на них крестики скосились. (И. Шмелёв) Золотая, золотинки; косо, косые, скосились; лежанке, лежат. Выделите в этих словах орфограммы. В какой части слова могут быть орфограммы?
Из какого произведения Льюиса Кэрролла эти строки? В каких словах, которые Алиса представляет как однокоренные, разные корни? Уксуса - куксятся; лука – лукавят; сдобы - добреют Какие из этих слов являются однокоренными? В каких словах корни одинаковые, но имеют разные значения? Вино - винятся Горчица – огорчаются - Обозначьте орфограммы в этих словах
Домашняя работа Упр. 18. Урок окончен
Использованные материалы Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.-метод. пособие.- М.: Дрофа, 2004 Владимирская Г.Н. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя.- М.: ТЦ Сфера, 2003