Образование деепричастий.
Задачи урока: Повторить пунктограмму «Знаки препинания при деепричастном обороте» Повторить грамматическую норму по употреблению в предложении деепричастного оборота Познакомиться с условиями образования деепричастий СВ и НСВ. Познакомиться со стилистическими нормами употребления деепричастий.
Проверьте домашнее задание Проснувшись завтра, я могу увидеть за окном ноябрь. Когда я проснусь завтра, за окном уже будет ноябрь. При наблюдении за спортсменом у вас может возникнуть вопрос о системе его тренировки. Наблюдая за спортсменом, я могу спросить о системе его тренировки. Узнав его достаточно хорошо, я крепче с ним подружился.
Проверьте домашнее задание Когда я узнал его достаточно хорошо, наша дружба окрепла. Когда я послушал все эти истории, во мне взыграло самолюбие. Слушая все эти истории, я почувствовал, как во мне взыграло самолюбие. Глядя на это положение дел, я ускорил работу. Работы были ускорены для улучшения положения дел.
Спишите, расставляя знаки препинания. Дорога петляя взбиралась на холмы и становилась всё хуже и хуже. Девочка подошла к окну и засмотрелась приложив носик к холодной стеклянной поверхности. Навязавши верёвки и приготовив невод мужики лезут в воду. Все трое следили за цветком затаив дыхание. Аркадий остановился пришпорив коня и внезапно соскочив с него бросился бежать к оврагу.
Проверьте себя! Дорога, петляя, взбиралась на холмы и становилась всё хуже и хуже. Девочка подошла к окну и засмотрелась, приложив носик к холодной стеклянной поверхности Навязавши верёвки и приготовив невод, мужики лезут в воду. Все трое следили за цветком затаив дыхание. Аркадий остановился, пришпорив коня, и, внезапно соскочив с него, бросился бежать к оврагу.
Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки при постановке знаков препинания. Одни едят на ходу, другие сидя на земле. И ухарски повернувшись на одной ноге он окинул взглядом всю компанию. Зверь только что бродил здесь, но услышав наши голоса, скрылся в зарослях. Ираида ходила из угла в угол, задумавшись.
Проверьте себя! Одни едят на ходу, другие сидя на земле. И, ухарски повернувшись на одной ноге, он окинул взглядом всю компанию. Зверь только что бродил здесь, но, услышав наши голоса, скрылся в зарослях. Ираида ходила из угла в угол задумавшись.
Запишите предложение, верно закончив его. Поднявшись на смотровую площадку, 1) открывается чудесный вид на город. 2) город виден как на ладони. 3) охватывает волнение при виде просторов. 4) можешь увидеть весь город.
Запишите предложение, верно закончив его. Переводя текст, 1) мне понадобился словарь. 2) обдумывается его структура. 3) учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов. 4) должен учитываться стиль речи.
Проверьте себя! Поднявшись на смотровую площадку, можешь увидеть весь город. Переводя текст, учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов.
Образование деепричастий. Образуйте от представленных глаголов деепричастия, определяя вид и выделяя суффиксы, с помощью которых шло образование. Жевать пройти замереть Воевать уступить сберечь Спешить быть ржаветь
Проверьте себя! Жевать(НСВ) –жуёт –жуя Воевать (НСВ) –воюет –воюя Спешить (НСВ) –спешит –спеша Быть (НСВ) –будут –будучи Пройти (СВ) –пройдя Уступить (СВ) –уступив Замереть (СВ) –замерев Сберечь (СВ) –сберёгши Ржаветь (СВ) –ржавея
Образование деепричастий Деепричастия НСВ -а -я - учи
Стилистические нормы образования деепричастий Нормативные варианты: замерев, умерев, отперев, вытерев, натерев Допустимые варианты: замерши, умерши, отперши, вытерши, натерши От глаголов на –сти только формы с –я Деепричастные формы на -учи//-ючи –стилистически окрашенные под народную или старинную речь (гуляючи, крадучись, жалеючи и т.п.)
Домашнее задание. 1. Выучить теорию. 2. Упр. 180.