В старину медные, золотые и серебряные нити для церковных риз, офицерских эполет и для вышивки по бархату изготовляли вручную, кустарным способом: раскаляли металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая называлась канитель. Делалось это очень долго, поэтому стали говорить: канитель тянуть, то есть медлить, мешкать. Отсюда и слово проволочка-одного корня с проволокой, которую приходилось очень долго волочить, тянуть. В старину медные, золотые и серебряные нити для церковных риз, офицерских эполет и для вышивки по бархату изготовляли вручную, кустарным способом: раскаляли металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая называлась канитель. Делалось это очень долго, поэтому стали говорить: канитель тянуть, то есть медлить, мешкать. Отсюда и слово проволочка-одного корня с проволокой, которую приходилось очень долго волочить, тянуть.
Происходит выражение это от старинного анекдота. Искали однажды вора, не смогли найти и обратились к знахарю. Знахарь повел потерпевших на базар, где обычно все собирались, и вдруг крикнул в толпу: « Поглядите, на воре шапка горит!» Какой-то человек невольно схватился за голову. Он и оказался вором. С тех пор так и говорят о человеке, который невольно выдает себя нечаянным словом или движением. Происходит выражение это от старинного анекдота. Искали однажды вора, не смогли найти и обратились к знахарю. Знахарь повел потерпевших на базар, где обычно все собирались, и вдруг крикнул в толпу: « Поглядите, на воре шапка горит!» Какой-то человек невольно схватился за голову. Он и оказался вором. С тех пор так и говорят о человеке, который невольно выдает себя нечаянным словом или движением.
По древнегреческому преданию, у тирана Дионисия Старшего был приближенный по имени Дамокл, который однажды вслух позавидовал его богатству и счастью. Чтобы проучить завистника, Дионисий посадил его на свое место, повесив над ним на конском волосе острый и тяжелый меч. Испуганному Дамоклу он объяснил, что этот меч-символ опасностей, которым постоянно подвергается властитель. Выражение дамоклов меч стало фразеологизмом, обозначающим нависшую угрозу, постоянно угрожающую опасность. По древнегреческому преданию, у тирана Дионисия Старшего был приближенный по имени Дамокл, который однажды вслух позавидовал его богатству и счастью. Чтобы проучить завистника, Дионисий посадил его на свое место, повесив над ним на конском волосе острый и тяжелый меч. Испуганному Дамоклу он объяснил, что этот меч-символ опасностей, которым постоянно подвергается властитель. Выражение дамоклов меч стало фразеологизмом, обозначающим нависшую угрозу, постоянно угрожающую опасность.
В «Илиаде» Гомера воспет мужественный и сильный герой Ахиллес (Ахилл). По преданию, мать его, морская богиня Фетида, чтобы сделать сына неуязвимым, в детстве окунула его в воды священной реки Стикс. При этом вода не коснулась пятки, за которую мать держала младенца. Таким образом, пятка осталась единственным уязвимым местом Ахиллеса, куда он был смертельно ранен отравленной стрелой своего врага. Отсюда и появилось выражение «ахиллесова пята»- слабое уязвимое место у кого-либо. В «Илиаде» Гомера воспет мужественный и сильный герой Ахиллес (Ахилл). По преданию, мать его, морская богиня Фетида, чтобы сделать сына неуязвимым, в детстве окунула его в воды священной реки Стикс. При этом вода не коснулась пятки, за которую мать держала младенца. Таким образом, пятка осталась единственным уязвимым местом Ахиллеса, куда он был смертельно ранен отравленной стрелой своего врага. Отсюда и появилось выражение «ахиллесова пята»- слабое уязвимое место у кого-либо.
Древнегреческий миф повествует о том, что жестокий бог Крон не желал иметь детей, так как боялся, что они отнимут у него власть. Поэтому жена его родила Зевса тайком, поручив нимфам ухаживать за ним. Зевс был вскормлен молоком божественной козы. Однажды она, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подала Зевсу. Зевс подарил рог воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будем появляться все, чего бы они ни пожелали. Так выражение рог изобилия стало символом неисчерпаемого богатства, достатка. Древнегреческий миф повествует о том, что жестокий бог Крон не желал иметь детей, так как боялся, что они отнимут у него власть. Поэтому жена его родила Зевса тайком, поручив нимфам ухаживать за ним. Зевс был вскормлен молоком божественной козы. Однажды она, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подала Зевсу. Зевс подарил рог воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будем появляться все, чего бы они ни пожелали. Так выражение рог изобилия стало символом неисчерпаемого богатства, достатка.