Фразеология. Источники фразеологии Урок составила учитель русского языка и литературы Саенко Ксения Андреевна МАОУ лицей пгт Афипского МО Северский район 2013 г.
Тип: урок «открытия» нового знания;Технологии: Здоровьесбережения; педагогики сотрудничества; самодиагностики; проектной деятельности.Решение проблемы: «Какие синтаксические конструкции называют фразеологизмами?»Виды деятельности:Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.): коллективная работа с интерактивной доской (презентация на тему «Фразеология»), работа в парах сильный – слабый по алгоритму выполнения задачи с фразеологическим словарем, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.Планируемые результаты:Научиться различать единицы языка, определять какую роль играют фразеологизмы в русском языке, формировать навыки лингвистического анализа текста с фразеологизмами.Планируемые результаты УУД:Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с фразеологизмами.
Синтаксическая пятиминуткаНочь темна и тепла,Благодатная мгла,На долины легла.
Фразеологизмы- это устойчивые неделимые выражения, равные по значению либо одному слову, либо целому выражению.Они украшают речь, делают ее богаче и красивее.Значение фразеологизмов разъясняется во фразеологических словарях русского языка.Наиболее употребительные фразеологизмы разъясняются в толковых словарях и помечены таким значком
Итак, не будем бить баклуши, Вы засучите рукаваЗадание приготовьтесь слушать, Чтоб не шла кругом голова.
В гостях у словспустя рукава!
Угадай!!!На воре шапка горит
Как рыба в воде
Как сельдь в бочке Палка о двух концах
Бывает частенько, что слово одно,Но очень по-разному служит оно.Примеры тут можно найти без труда,Возьмём хоть короткое слово «вода».Вот был я мальчишкой, да детство прошло.С тех пор уж немало воды утекло.О смелом мы вправе сказать наперёд:«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»А гуси и утки-сухие всегда.Заметили люди: «Как с гуся вода».Случилось с тобою: ты правил не знал,Молчал при опросе! Воды в рот набрал!Лентяй отдыхает, а время идёт-Под камень лежачий вода не течёт.Сказать болтуну мы порою не прочь:«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!Не прочь и другому сказать невзначай:«Довольно лить воду! Ты дело давай!»Работать впустую!... Что скажут потом?На дело, мол, воду носить решетом!Стихи я пишу, не жалея труда,Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».
Крылатые выражения устойчивый фразеологизм образного или афористического характера, вошедший в лексику из исторических либо литературных источников и получивший широкое распространение благодаря своей выразительности А Васька слушает да еА воз и ныне там А Ларчик просто открывался
Итог: Что такое фразеология?Что такое фразеологизмы?Что такое «крылатые выражения»?Где разъясняется значение фразеологизмов?
Домашнее задание упражнение №100;подобрать 2-3 статьи из словаря «Крылатые слова», книги Э. Вартаньяна «Почему мы так говорим?», объясняющее значение выбранных фразеологизмов или крылатых слов (выражений)Сделать свои рисунки к фразеологизмам к упражнению №99.
Спасибо за внимание!!!