«Практическая стилистика» Подготовка к ЕГЭ части С (сочинение – рассуждение) Как аргументировать свою позицию?
Критерий 4 проверяет умение высказать собственное мнение.Выражение аргументированного собственного мнения, т.е. отношение к позиции автора текста, - сложная задача.Необходимо использовать клише.Оценочные слова помогают передать впечатление от прочитанного.С удовольствием прочитал…Нельзя остаться равнодушным…К сожалению…К немалому удивлению, узнал, что…Разделяя негодование автора, хочу сказать, что…Оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение…Возмущает (радует, восхищает, огорчает) то, что…Интересно то, как автор …Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнениеАвтор убедительно доказывает, что…Убеждённость автора передаётся и нам, читателям…Полагаю, что вряд ли у автора будут оппоненты…
Иногда с точкой зрения автора трудно согласиться. Тогда следует корректно поспорить.Автор, по – моему, не совсем прав, утверждая…Точка зрения автора интересна, но …На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих сужденияхТочка зрения автора несколько категорична…По – моему, автор не совсем прав…Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с …Вызывает сомнение тезис о том, что …Откровенно говоря, я…Почему? 1-й аргумент Потому что 2-й аргумент
Аргументация собственного мнения по проблемеАргумент - этодоказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.Аргументация – этоэто приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.довод «за» или «против»;совокупность таких доводов;истинные суждения;процесс доказывания;обоснование истинности какого – либо суждения;процедура приведения аргументов в пользу какого – либо положения.
Требования
Типы аргументовЛогические: факты;выводы науки;статистика;законы природы;положение юридических законов, документов;данные экспериментов;свидетельства очевидцевИллюстративныепримеры (события);литературные примеры;предположения.Ссылки на авторитетмнение известного, уважаемого человека;мнение специалиста;обращение к опыту;мнение очевидцев;общественное мнение.
Типы аргументов
Литературные аргументыЗадание: подбери аргументы из книги И.С. Тургенева «Отцы и дети»Какой литературный герой проповедовал идею разрушения прошлого? Евгений Базаров – «Отцы и дети» И.С. Тургенев.СПРАВКА«Словарь русского языка» С.И. Ожегов«Нигилизм – полное отрицание всего.«Нигилист – человек, относящийся ко всему резко отрицательно»И.С. Тургенев Роман «Отцы и дети»«Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным».«В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем»Что отрицает Базаров?
Задание: подбери аргументы для доказательства истинности одной из заповедей гуманизма Д.С. Лихачёва Не прибегать к убийству и не начинать войну.Не считать свой народ врагом других народов.Не красть и не присваивать себе плодов труда ближнего своего.Стремиться лишь к правде в науке и не использовать её во вред кому бы то ни было или в целях собственного обогащения.Уважать идеи и чувства других людей.Уважать своих родителей и предков, сохранять и уважать их культурное наследие.Бережно относиться к Природе, как к своей матери и помощнице.Стремиться к тому, чтобы твой труд и твои дела были плодом свободного человека, а не раба.Преклоняться перед жизнью во всех её проявлениях и стремиться осуществить всё воображаемое.Быть всегда свободным, ибо люди рождаются свободными. Не создавать себе кумиров, ни вождей, ни судей, ибо наказание за это будет ужасным.
Подбери аргументы из книги Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном»Прочитайте одно из писем и подчеркните ключевые слова.
Амурская поэтесса Нины Релиной «Сохраните святые места».Жительница города БлаговещенскаПочётный гражданин города Благовещенска. Автор гимна Благовещенску. Участница Великой Отечественной войны.- Какие чувства испытали, слушая стихотворение?- Выделите ключевые слова, подтверждающие мысли Д.С. Лихачёва.
Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?С помощью слов и словосочетаний:обратимся к (факту, воспоминаниям, научным данным, …)достаточно привести такой пример…это можно доказать …подтверждением сказанному может служить следующий аргумент…вспомним о …стоит обратиться к …приведу ещё один пример …подобная ситуация…это понятно…ещё одна история…С помощью вводных слов и словосочетаний:во-первых, во-вторых;например;допустим;предположим;С помощью придаточной части сложноподчинённого предложения (причины), используя союзы:так как;потому что;поскольку.
От воспитания малого:любви к семье;дому;школе.К воспитанию большого:любви к родной речи;к родному селу, городу;к родному краю;к родной культуре;уважение к чужой культуре, речи, земле.
Спасибо за урок!