МАСТЕРСКАЯ ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМАпо лирике Осипа Мандельштама
«ПРОСТРАНСТВО, ЗВЁЗДЫ И ПЕВЕЦ!»
А душу можно ль рассказать?М.Ю.ЛермонтовМолчи, скрывайся и таии чувства, и мечты свои...Ф.И.Тютчев
В художественных образах заключена душа поэта, «зашифрована» знаками, звуками, созвучиями. И только если найти этот таинственный и всегда индивидуальный ключ- «код», можно попробовать понять поэта или его лирического героя
ТАЙНИКИ МОЕЙ ПАМЯТИ
ТВОРЧЕСТВОВспомните самое радостное событие в вашей жизни. Запишите, пожалуйста, название события, то есть дайте ему название или код (знак, шифр). Попробуйте рассказать о нем соседу.Запишите, какие чувства сопутствовали радости.
ПРОГНОЗ ЗАПИСАННОГОИЗ ЗАПИСЕЙ В ТЕТРАДЯХ:удивление, восхищение, умиление, восторг, сочувствие, желание разделить радость со всеми, любовь к целому миру, ощущение собственного могущества, гордость, облегчение, желание запеть, обнять всех, ощущение собственного величия, самоуважение, желание заплакать, нежность...
ТЕБЕ,НЕИСКУШЁННЫЙ ЧИТАТЕЛЬ!
ОТРАВЛЕН ХЛЕБ, И ВОЗДУХ ВЫПИТ.КАК ТРУДНО РАНЫ ВРАЧЕВАТЬ!ИОСИФ, ПРОДАННЫЙ В ЕГИПЕТ,НЕ МОГ СИЛЬНЕЕ ТОСКОВАТЬ!ПОД ЗВЁЗДНЫМ НЕБОМ БЕДУИНЫ,ЗАКРЫВ ГЛАЗА И НА КОНЕ,СЛАГАЮТ ВОЛЬНЫЕ БЫЛИНЫО СМУТНО ПЕРЕЖИТОМ ДНЕ.НЕМНОГО НУЖНО ДЛЯ НАИТИЙ:КТО ПОТЕРЯЛ В ПЕСКЕ КОЛЧАН,КТО ВЫМЕНЯЛ КОНЯ — СОБЫТИЙРАССЕИВАЕТСЯ ТУМАН.И ЕСЛИ ПОДЛИННО ПОЕТСЯИ ПОЛНОЙ ГРУДЬЮ, НАКОНЕЦ,ВСЕ ИСЧЕЗАЕТ — И ОСТАЁТСЯПРОСТРАНСТВО, ЗВЁЗДЫ И ПЕВЕЦ! 1913
СТИХОТВОРЕНИЕ НАПИСАНО В 1913 годузадайте вопросы о непонятном
ИЗ СЛОВАРЯ:НАИТИЕ — ВОЛЯ МОЗГА,ВСЛЕПУЮКОЛЧАН — футляр для стрел из кожи, дерева, ткани, металлаБЕДУИНЫ -ЖИТЕЛИ ПУСТЫНИ, у арабов — кочевые скотоводы
ИОСИФИменно зависть заставила братьев Иосифа продать его как раба в Египет. Иаков любил Иосифа больше, чем других своих детей. Это, в свою очередь, вызвало ненависть со стороны остальных братьев. Как будто одного этого не было достаточно, он еще увидел два сна, в которых он царствовал над своей семьей, и это разжигало зависть братьев еще больше.
«И увидели они его издали, и прежде, нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его. И сказали друг другу: вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов. И услышал [сие] Рувим и избавил его от рук их, сказав: не убьем его. И сказал им Рувим: не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него. [Сие говорил он], чтобы избавить его от рук их и возвратить его к отцу его. Когда Иосиф пришел к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его, одежду разноцветную, которая была на нем, и взяли его и бросили его в ров; ров же тот был пуст; воды в нем не было. И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели, вот, идет из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет. И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? Пойдем, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нем, ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались и, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребренников; а они отвели Иосифа в Египет».
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬВыпишите слова и созвучия (звуки), которые соотносятся с первой, а потом с последней фразами стихотворения.Начните со звуков!Выпишите все табличкой (оставьте под ней не менее трех строк пустыми)
Дополните каждый столбик еще 3-5 словами,какими вам захочется Объясните друг другу в парах, что здесь чему противостоит. Предложите всем свое объяснение. Слова, по смыслу и чувству противостоящие друг другу, лучше записывать на одной строке.
НАПРИМЕР:ВОЛЯ — НЕВОЛЕ,РАБСТВУ; П РОСТОР ЗЕМЛИ И НЕБЕС — ТОМУ, ЧТО СМУТНО ВИДНО ПОД НОГАМИ;ПОТЕРЯ — НАХОДКЕ;УТРАТА — ОТКРЫТИЮ;ДУХОТА («ВОЗДУХ ВЫПИТ») — ПОЛНОМУ ДЫХАНИЮ («ПОЛНОЙ ГРУДЬЮ»), СВЕЖЕСТИ;БОЛЕЗНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ — ИСЦЕЛЕНИЮ;СМЕРТЬ ИЛИ УМИРАНИЕ — ЖИЗНИ ИЛИ ВОСКРЕШЕНИЮ ДУШИ;ДВИЖЕНИЕ ПО ПЛОСКОСТИ (ПО ПУСТЫНЕ) — ДВИЖЕНИЮ В БЕЗМЕРНОМ МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ;БЫТ — БЫТИЮ;
ОТ ОДНОГО СТОЛБИКА К ДРУГОМУ СНИЗУ ПРОВЕДИТЕ СТРЕЛКУ — В КАКУЮ ВАМ ЗАХОЧЕТСЯ СТОРОНУА ТЕПЕРЬ ЕЩЁ ОДНУ — КАК РАЗВИВАЕТСЯ ПОЭТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО (КАК У АВТОРА).СРАВНИТЕ: СОВПАДАЮТ СТРЕЛКИ ИЛИ НЕТ?
ДАЙТЕ НАЗВАНИЕ ПРОЦЕССУ, ОПИСАННОМУ В СТИХОТВОРЕНИИ. ЗАПИШИТЕ ЭТО НАЗВАНИЕ ВДОЛЬ «АВТОРСКОЙ» СТРЕЛКИВЫБЕРИТЕ ОДНО ИЗ СЛОВ:ОСВОБОЖДЕНИЕ,ВДОХНОВЕНИЕ, ИСЦЕЛЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, РАСКРЕПОЩЕНИЕ, ВОСКРЕШЕНИЕ ДУШИ И ДУХА...
ИТОГИ РАБОТЫОТРАВЛЕН ХЛЕБ, И ВОЗДУХ ВЫПИТЗВУКИ: [тр, р, х, п,ит, фх, тр, вр, чт', ыф, т'...]ТрудноРаныПроданный в ЕгипетСильнее тосковатьСмутно пережитомПотерялВсе исчезаетМучениеСтрадание, больОдиночествосмерть...ПРОСТРАНСТВО, ЗВЕЗДЫ И ПЕВЕЦ!ЗВУКИ: [зв, зд, ины, згл,и,ал, ан, н'а,дл, з,ц...]ВрачеватьПод звездным небомСлагают вольные былиныДля наитийРассеивается туманПодлинно поетсяПолной грудьюИсцелениеПростор, освобождениеОткрытиерадость...
ВЫВОДЫОТ ТЬМЫ К СВЕТУ, ОТ ТЯЖЕСТИ К ЛЕГКОСТИ, ОТ БЕЗЫСХОДНОСТИ К ВЕРЕ, ИЗ АДА В РАЙ,ОТ ПЛЕНА СТРАДАНИЙ К СВОБОДЕ; ВОЗВЫШЕНИЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, ГАРМОНИЗАЦИЯ, ОДУХОТВОРЕНИЕ..