ОкказионализмыРабота учеников 10 классаТалалаевой Елены Щепилова Ильи
Иногда писатели создают новые словаспециально для данного случая. Это окказионализмы (лат. occasionalis –случайный). Они не входят в общенародный язык,но являются ярким выразительным средством.
Окказионализм как речевая единица
Русский язык, как и другие языки мира, находится в постоянном развитии... Огромную роль в пополнении словарного запаса русского языка играют писатели. Именно благодаря им в наш язык пришли слова, ставшие в наше время привычными. Так, Тредиаковский и Ломоносов ввели в язык слова «общество», «искусство», «благодарность», «дальновидность», «практика», «температура», «чертёж», «полнолуние», «притяжение», «созвездие» и даже «гласность». Все эти слова, введённые конкретными авторами, называются индивидуально-авторскими неологизмами. Перешагнув границы индивидуально-авторского употребления и присоединившись к активной лексике, они стали достоянием нашего языка. К этой же группе неологизмов принадлежат и так называемые окказионализмы
Окказионализмы – лексические единицы, возникновение которых обусловлено определённым контекстомОкказиональные неологизмы – это слова, образованные писателями и публицистами по существующим в языке словообразовательным моделям и употреблённые лишь однажды в определённом произведении. Окказиональные слова - это слова, тесно связанные с контекстом, которых нет в словарном запасе, но которые могут быть произнесены во время акта речи.
Назначение окказионализмов Создавая окказионализмы, писатели стремятся открыть в слове новые смысловые грани, речевымисредствами создать неповторимый образ. При этомписатель не ставит перед собой задачу ввести в употребление изобретённые им слова. Назначение этихслов иное – служить выразительным средством вконтексте одного конкретного произведения. Нередко окказионализмы выступают в качестве «слов-нарушителей», пренебрегая законами русского языка. Таким «нарушителем» является, например, знаменитое пушкинское «кюхельбекерно», наречие, образованное некак ему положено от основы прилагательного, например:честный – честно, а от имени собственного – фамилиилицейского друга Пушкина – Вильгельма Кюхельбекера
Однажды В.А. Жуковский не пришёл на званный вечер. Когда его спросили, отчего он не был, поэт отвечал: «Я ещё накануне расстроил себе желудок, к тому же пришёл Кюхельбекер, я и остался дома». Это рассмешило Пушкина, и он сочинил экспромт : За ужином объелся я Да Яков запер дверь оплошно И стало мне, мои друзья, И кюхельбекерно и тошно.
Кюхельбекер, узнав, кто автор стихов, вызвал Пушкина на дуэль. Пушкинвынужден был принять вызов. Кюхельбекер промахнулся, а Пушкин бросил пистолет и хотел обнять товарища. Но тот неистово закричал: «Стреляй! Стреляй!» Пушкин выстрелилв воздух, подал Кюхельбекеру руку и сказал: «Полно дурачиться, милый, пойдём чай пить!»
Окказионализм придуман для сиюминутного выражения мысли. Удачные окказионализмы закрепляются (обломовщина(И.Гончаров),карамазовщина (Ф. Достоевский), головотяпство, пенкосниматель (М. Салтыков-Щедрин). В. Маяковский любил придумывать новые слова (громадьё, медногорлый, бесконечночасый, стихачество, пианинить, легендарь, гросбухнем, бродвеище и др.). М. И. Цветаева, скажем, придумала новое словечко “одноколы-бельники”.
С развитием рекламного бизнеса, телевидения и компьютерных технологий появился новый вид окказионализмов – графический окказионализм.Графический окказионализм отличается от традиционного тем, что именно г р а ф и к а (в лингвистическом смысле: начертаниеписьменных или печатных знаков, букв; изображение живой речи письменными знаками) выявляет сущность этого выражения в качестве окказионализма. В устной речи слово «припиваючи»(особенно в сочетании со словом «живи») воспринимается как обычное «живи припеваючи» («припиваючи» и «припеваючи» произносятся одинаково).Только при написании этого выражения, особенно когда выделенная часть слова показывает одновременно, какой товар рекламируется. Например, «Живи приПИВАючи», «Оденься приLeeчно», «Сникерсни».
Словообразование окказионализмов Главный закон в окказиональномсловообразовании -- закон аналогии. Большинство окказиональных слов возникают по аналогии с узуальными. Новизна окказионализмов достигается тем,что создаваемое новое слово синонимичнообщеизвестному слову, употребляющемуся в языке,имеет тот же корень, но отличается от него темисловообразовательными средствами, которыеиспользованы в этом новом слове. Окказиональные слова могут принадлежать и к очень продуктивным словообразовательным типам, и к малопродуктивным, и к непродуктивным; и к стилистически нейтральным, и к характерным для разговорной речи.
Окказиональные образования охотно используются писателями. Окказионализм это средство для создания свежего, нешаблонного, оригинального слова. Поэты,писатели часто раздвигают присущие языкусловообразовательные рамки. Каждый словообразовательный тип имеет в языке своиграницы употребления, - он ограничен ввозможностях. Но писатели и поэты иногдапозволяют себе расширить возможности образования слов. С точки зрения общепринятого литературного языка такоеслово нарушение грамматической (в данномслучае словообразовательной) нормы, а поэт с его помощью создает яркий, оригинальный образ.
Способы образования окказиональных слов СуффиксальныйИз словосочетаний и нескольких словПрефиксальныйПрефиксально-суффиксальныйРечевая реализация узуальных словКонтаминационный
Суффиксальный способ Хлюстанка, чечекалка (презр.), муженек(шутл. ), зовутка (ласк.), присуха (пренебр.)(Шолохов), читчик (ирон.) (Ильф, Петров),мазунчик (презр.) (Гоголь), сладушка (ласк.)(Кельер), поездошник (презр.) «таскающий у проезжих саквояжи из пролеток»(Гиляровский), "подшибалы" (презр.) "люди, которые подшибают единение рабочих" (Гиляровский).
Из словосочетаний нескольких слов Армяковладельцы (шутл. ) (Ильф, Петров),смеходавители (ирон.) (Леви), гречкосеи,овцепасы, баболюбы (ирон. ) (Гоголь),водогреб (шутл. ), тестознатец (шутл.), полужуравль и полукот (Пушкин).
Контаминационный способ Слонопотам (шутл.) (Энефер), маниоман, мотоцефал (шутл. ) (Леви),бичкомер, блудодей (ирон. ) (Кольер).
Речевая реализация узуальных слов Танцует с куском сала в пурпурномкостюме (Латимер), старшая галоша – полицейский (Латимер), .. буркнул пенал(Ильф, Петров), этот тритон, эта стерлядь – гувернантка (Чехов), сморчок (Паустовский),кузнечик ты этакий (Штриттматтер), ворона в павлиньих перьях (Зощенко), огурчик малосольный, лапоть (Лихоносов), утюг, рак (Гиляровский), чучела в халатиках – служащиебанка, лоскуток зари - девушка (Кольер).
Окказионализм как средство выразительности художественной речи
Одновременно с акмеизмом возникло ещё одномодернистское течение – футуризм. Чтобыутвердить новое искусство, требовалось разрушить старое («Бросить Пушкина, Достоевского, Толстогои проч. с Парохода Современности». Борьба спрошлым вылилась в борьбу с искусствомпрошлого. Преобладающий и исключительный интетерес у футуристов был связан с языком, поэтическим словом. Они испытывали «непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку», к слову, которое «знает правила приличия». В слове важна, по мысли футуристов, внешняя сторона – звуковой состав (артикуляция) и буквенное начертание. В футуризме существовало два течения: эгофутуризм и кубофутуризм.
С группой кубофутуристов связано раннее творчество замечательных поэтов Маяковского и Хлебникова. Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников ( 1885 – 1922 ) – поэт – романтик философского склада, весь открытый природе и людям, мечтал «стать звонким вестником добра».Из стихов, поэм, «сверхповестей» и статей Хлебникова встаёт величественная натурофилософия - «восстание (явление) природы». В стихотворениях у Хлебникова растения подобны животным ( «дерево – зверь», «золотая мать – и – мачеха золотой черепашкой ползёт» ). Всё вприроде подчинено единым ритмам, одно есть часть другого. Всё в природе слито со временем, а само время предстаёт то в образе птицы ( «пролетели, улетели // Стая лёгких времирей ), то становится растениями и камнями: Времыши – камыши На озера береге, Где каменья временем, Где время каменьем…
Хлебников мечтал о создании единого Государства Времени. Объединению людей будет служить новый, «заумный» язык. Хлебников считал, что «умные» языки разъединяют народы, а «заумный» (т.е. подсознательный) их сплотит. Хлебников ищетобщие для всех славянских языков корни исоздает на их основе неологизмы. Затем пытается обнаружить общее для всех языковзначение согласных звуков, начинающих слово. Так, по его мнению, «ч» означает пустоту одного тела. Проделав подобныеоперации со всеми остальными звуками ибуквами, мы получим единый «заумный» язык.
Языковая утопия Хлебникова не осуществилась. Но в его собственной поэзии она порождала порой интересные художественные образы. Сартикуляцией звуко действительно связаны какие-то подсознательныепространственные ощущения, и путем умелого их подбора можнонарисовать струящийся, не имеющий жестких контуров, но всеже обаятельный портрет: Бобэоби пелись губы Вээоми пелись взоры Пиээо пелись брови Лиэээй – пелся облик Гзи-гзи-гзэо пелась цепь, Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо. Губной звук «б» ассоциируется с губами, эта ассоциацияподдержана аллитерацией – звуковой перекличкой слов (бобэоби – губы). Используется и звукоподражание («гзи-гзи-гзэо» - звон металла), обыгрывается длина слова (протяженное «лиэээй» вызывает представление о длинной линии, очерчивающей облик).
Так же в стихотворении «Кузнечик» В. Хлебников выражает смысл с помощьюокказионализмов: Крылышкуя золотописьмом Тончайших жил, Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер. - Пинь, пинь, пинь! – тарарахнул зинзивер. О, лебедиво! О, озари!
Крылышкуя – неологизм, означающий «шевеля крылышками». Прозрачныекрылышки кузнечика блестят золотописьмом, ив них видны тонкие прожилки. И вся эта картинанарисована четырьмя словами. Слово вера –диалектное, значит «камыш». Зинзивер – синица.В лебедиво слышится и лебедь, и диво, а словоозари в этом контексте кажется не повелительным наклонением глагола озарить, а каким-то фантастическим явлением, тоже говорящим о золотом солнечном свете. Поэт преображает действительность, создавая дляэтого новые слова.
Окказионализм как речевая единица,создаваемая автором как средствовыразительности речи, как средствосоздания некого образа, активноиспользуется вот уже более четырёх веков.Причём в нашем современном мире окказионализм становится средством нетолько художественной и публицистическойречи, но и средством компьютерной ирекламной графики. То есть создание и использование окказионализмов в речи – этоявление социальное, отражающее развитиеязыка в обществе.
В качестве средства выразительности вхудожественной, а особенно впоэтической речи, окказионализм позволяет не только автору создать неповторимый образ, но и читатель, в своюочередь, получает возможность увидеть имысленно создать свой личныйсубъективный образ или картину. А этозначит, что мы можем говорить сотворчествехудожника и читателя. Это показываетуниверсальность и перспективностьокказионализмов в речи.