Как развить свою силу воли Работу выполнил Ульянов Артём Ученик 4Б класса МОУСОШ № 9Г. НижнеудинскаИркутской области
Почему я выбрал эту тему Впервые с понятием «воля» я столкнулся, читая книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», в которой рассказывается об Алексее Мересьеве, лётчике-истребителе.Читая повесть, я не переставал удивляться, каким волевым человеком был Мересьев. Прочитав повесть до конца, я подумал, что история Алексея Мересьева могла бы помочь многим людям не пасть духом, когда в их жизни случилось большое несчастье и из здоровых людей они превратились в беспомощных инвалидов. Мне тоже захотелось стать волевым человеком, похожим на Мересьева, не бояться трудностей и научиться их преодолевать.
Моя сила воли Силу воли я оценил достаточно высоко – 95%, потому что если я захочу, я обязательно стараюсь добиться этого.Ещё я подумал, а какова же моя сила воли, готов ли я преодолевать трудности. Для этого для данной работы была проведена методика «Круг воли», которая позволила получить информацию о моей волевой сфере. Я нарисовал 9 кругов. В каждом круге я закрашивал ту часть, которая соответствует, на мой взгляд, степени выраженности того или иного качества у меня.
Мои волевые качества по степени закрашенности от наибольшего к наименьшему расположились в следующем порядке: 1 – смелость, 2 – самостоятельность, 3 – целенаправленность, 4 – настойчивость, 5 – инициативность, 6 – решительность, 7 – дисциплинированность, 8 – выдержка. С помощью кругов наглядно видно, какие качества развиты в достаточной степени, а над развитием каких качеств мне необходимо поработать.
Каждый человек ставит себе цель, к достижению которой он стремится, и продумывает план осуществления поставленной цели. Я тоже, прежде чем что-то делать, ставлю себе цель, потом продумываю план. Например, хочется пойти на каток, но мама попросила убраться, тогда я намечаю себе: сначала я уберусь в комнате, потом вынесу мусор, ну а после этого пойду кататься на коньках. Или, например, я знаю, что если я выиграю в шахматном турнире, то мой разряд повысится, поэтому я ставлю перед собой цель победить как можно больше соперников, а для этого стараюсь быть наиболее внимательным, наиболее собранным.
Каждый человек может добиться поставленной цели, для этого я порекомендовал бы несколько полезных советов, которые помогут в выработке силы воли Цель должна быть полезной, значимой.Поставленную цель необходимо сделать достижимой, привлекательной. Слишком трудная, отдаленная цель кажется нам абсолютно недостижимой, и у нас опускаются руки.Нужно наметить несколько последовательных, посильных этапов на пути к цели. Постепенно осуществляя каждый этап, мы приобретаем уверенность в своих силах, в достижении поставленной цели.Она должна быть тщательно обдуманной, соответствовать возможностям. Надо знать, чего хочешь достичь.Главная цель должна быть разбита на мелкие (цель учёбы: цель для года, для недели, для каждого дня, урока)Следует изменять или даже отменять поставленную цель в случае вступления в действие неучтенных или вновь возникших обстоятельств, которые делают ее бессмысленной. Упорствует в своих ошибках только упрямец.
Наиболее частым проявлением слабой воли является лень, когда человек стремится отказаться от преодоления трудностей, проявляет устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Интересно, но многие люди легко признаются в этом недостатке. “Ленив я, это верно”, — с добродушной снисходительностью к своим слабостям соглашается в беседе с товарищем молодой человек. Очевидно, за этим признанием скрывается некое представление о собственной ценности, которая не выявляется лишь по причине лени. Однако лень – свидетельство бессилия и вялости человека, его неприспособленности к жизни, безответственности. Я тоже бываю ленив. Когда я просыпаюсь, мне не хочется вставать с постели, тем более не хочется её заправлять, но я же не хочу, чтобы меня называли лентяем, поэтому пусть через силу, но делаю это.
Некоторые школьники расценивают упрямство как проявление силы воли и думают, что с помощью упрямства они «закаляют волю». «Прежде чем пробовать волю на больших делах, надо пробовать ее на пустяках», — заявил один школьник. Для них важно победить чужую волю. «Для меня дело не в том, кто прав, а кто настоит на своем», — ответ другого учащегося.Я тоже часто упрямлюсь, хотя понимаю, что не прав. Из-за этого ссорюсь с мамой, папой, друзьями. Теперь, зная, что упрямство не является волевым качеством, я решил, что действительно бессмысленно упрямиться, этим лишь только всё осложняешь. Ещё я понял, что часто полезно проявить свою настойчивость, но главное не путать эти два качества. Например, дома собирали мы комод с мамой по инструкции, и вдруг дело зашло в тупик. Мама сказала, что дальше мы сделать ничего не сможем, нужно ждать папу. Но я решил всё же попробовать и в результате большую часть комода собрал сам. А остальное собирал папа, но уже с помощью специальных инструментов, которых у меня не было.
Я уже не один раз принимался воспитывать у себя силу воли. Оказывается трудное это дело! Но я понимаю, что воля необходима: ведь, когда человек берётся за что-либо важное, ему приходится преодолевать и трудности, и свои слабости. Вот это умение побеждать свои слабости и называется силой воли.
Для того, чтобы сформировать волевые качества, можно придерживаться некоторых правил. целеустремленности:поставил цель — иди к ней твердо; выполнение плана — основа успеха;окончил день — подведи итоги.настойчивости и упорства:делай не то, что нравится, а то, что нужно;препятствия для того и существуют, чтобы их преодолевать.решительности:сначала пойми — потом решай;если решил — делай.выдержки и самообладания:научись владеть собой; делай все и всегда наилучшим образом.самостоятельности и инициативности:не полагайся только на педагога, пусть даже самого лучшего;не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание, — проявляй сам инициативу;будь самым строгим судьей для самого себя.
Для формирования моих волевых качеств вместе с мамой мы завели дневник успехов. Для начала мы выяснили, что получается у меня хорошо и что я могу делать самостоятельно. Это качество в дневнике успехов записывается под номером 1. Далее мы выделили качество, которое существует частично или периодами, записали его под номером 2. Третье качество – это то, что необходимо сформировать. Оценки мы ставили с мамой или папой по вечерам. Если результат был положительный, то на следующей неделе «первое качество» убиралось, добавлялось новое. С помощью дневника успехов мы смогли объективно проанализировать мои достоинства и недостатки и наметить план действий.
В будущем я очень хочу стать военным летчиком. Для этого мне нужно закончить школу на пятёрки, затем высшее лётное училище, к тому же я должен быть здоров и физически подготовлен к своей будущей профессии. Но у меня плоскостопие и от этого нарушена осанка. Понимая всю важность и значимость своих недостатков, я поставил себе цель: исправить плоскостопие и выправить осанку насколько это возможно. Для этого мы с мамой нашли комплекс упражнений по профилактике и лечению плоскостопия и исправлению осанки. Теперь приходится порой через огромное нежелание выполнять эти упражнения. Но я знаю, что от этого зависит моё будущее.Ещё я не любил чистить зубы, особенно по вечерам. Но, осознав, что это вредит моему здоровью, я пересилил себя и теперь чищу зубы регулярно.
«Хочется», «не хочется» - тот, кто идёт на поводу у этих слов, вряд ли добьётся своей цели. Таким образом, можно сказать, волевой человек поступает так, как хочет, а слабовольный – так, как хочется. Люди не рождаются с сильной волей или слабой, воспитание воли доступно каждому и воспитывать её нужно не на любых случаях, а постоянно. Если человек хочет чего-то добиться, то он добьётся. Каждый из нас должен знать свои сильные и слабые стороны, чтобы добиться успеха в жизни. Древние греки говорили: "Познай себя и ты завоюешь мир". Каждый человек благодаря своему уму, характеру, силе воли может написать собственный сценарий жизни и добиться его воплощения.
Список используемой литературы Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке»Немов Р.С. Психология Кн. 1: Общие основы психологии. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. ПсихологияТатьяна Кунигель «Графическая беседа «Круг воли»// Еженедельник «Школьный психолог»КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДНЕВНИК // Еженедельник «Школьный психолог» Развитие «Силы Воли» :: PSYlive.ru :: Психология жизни. Автор: http://www.export.tv/«Познай себя – и ты завоюешь мир» http://www.ug.ru/ug_pril/gv/99/28/t4_1.htm Гончаров Г. «Каждый человек может добиться поставленной цели!» http://goncharov.ru/content/463947.htmlВолевые качества и их развитие. http://www.abc-people.com/typework/psychology/volya-kach.htm