Готовимся к экзамену по русскому языкув 9 классе Языковыеособенности текста
Изобразительно-выразительные средства языка тропыгиперболалитотаметафораолицетворениеэпитет фигуры речианафора антитезаградацияинверсиясравнение эпифора
Лексические средства языка АнтонимыСинонимы ОмонимыАрхаизмыДиалектизмыНеологизмы ФразеологизмыТермины
Синтаксические особенности Однородные члены предложенияВопросительное предложениеВосклицательное предложениеВводные и вставные конструкцииСравнительный оборотРиторический вопрос
Главная цель использования всех языковых средств в тексте - это эффективное воздействие на читателя, на его воображение и чувства. Все средства языка усиливают эмоциональное звучание речи.
Найдите изобразительные средства языка 1. Нынешняя зима преподнесла нам подарок – лёгкие морозы.2. Осинки осенью надели багряный наряд и красуются, словно девушки на гулянье.3. Я забыл обиды, но на сердце остались царапины.
Найдите лексические средства языка 4. Сияло солнце, блестела роса на траве, сверкала за поворотом река.5. Чёрный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!6. От его слов я пришёл в замешательство.
Найдите синтаксические средства языка 7. Вот чёрная туча начала расти, закрыла полнеба , затрещала молниями.8. На моё счастье, гроза быстро закончилась, мы выехали из города.
Прочитайте текст … Неожиданно донёсся запах подснежника! Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба,такой простой и откровенный первовестник радости исчастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого – исчастливого, и несчастного – он сейчас – украшение жизни. Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистымсердцем, «незаметные» и « маленькие», но с огромнойдушой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себе всё лучшее,что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле. ( Г.Троепольский)
Ответьте на вопросы О чём пишет автор?Какова главная мысль текста?Какие образы создал автор? Какие средства языка использованы?Какую роль они играют в данном тексте?
Сочинение – рассуждение Автор рассказывает о встрече с подснежником, о том, какое впечатление произвёл на него этот цветок и о чём заставил задуматься. Г. Троепольский считает, что цветы похожи на людей, а люди - на цветы. Порой самые незаметные, неяркие являются самыми достойными, надёжными и « украшают жизнь» на земле. Чтобы убедить читателя, доказать свою точку зрения, писатель использует сравнение (простой подснежник сравнивается с «незаметным» человеком), а также эпитеты (« скромные», « незаметные») и метафору («украшение жизни»). Тропы помогают автору создать яркие, красочные образы, передать чувство восхищения такими цветами и людьми. Синонимы «незаметные», «маленькие» позволяют в тексте избежать повторения слов. Антонимы «счастливого» и «несчастного», «маленькие люди с огромной душой» способствуют убедительности вывода: главное – не внешние данные, а душа. Значит, языковые особенности текста – это не только эмоциональные средства воздействия на читателя, но и средства передачи мыслей, чувствсамого автора.