PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Русский язык / Содержательные и языковые способы сокращения текста
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Содержательные и языковые способы сокращения текста


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Содержательные и языковые способы сокращения текста


Скачать эту презентацию



№ слайда 1 ПОДГОТОВКА к ГИАСодержательные и языковые способы сокращения текста «Краткость –
Описание слайда:

ПОДГОТОВКА к ГИАСодержательные и языковые способы сокращения текста «Краткость – сестра таланта». А.П.Чехов.

№ слайда 2 Цель урока: познакомить учащихся с различными приёмами компрессии исходного текс
Описание слайда:

Цель урока: познакомить учащихся с различными приёмами компрессии исходного текста – содержательными и языковыми, а также с двухэтапным сжатием текста;2) показать структурированное восприятия содержания текста, умение выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное;3) показать, как отрабатывать умение преобразовывать информацию.

№ слайда 3 2. Знакомство с видами содержательных и языковых способов сокращения текста. Сре
Описание слайда:

2. Знакомство с видами содержательных и языковых способов сокращения текста. Среди содержательных приёмов компрессии текста основными являются:1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

№ слайда 4 Основные языковые приёмы компрессии исходного текст 1. Замены: замена однородных
Описание слайда:

Основные языковые приёмы компрессии исходного текст 1. Замены: замена однородных членов обобщающим наименованием; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения или его части указательным местоимением; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; замена сложноподчиненного предложения простым.

№ слайда 5 2. Исключения: исключение повторов; исключение фрагмента предложения; исключение
Описание слайда:

2. Исключения: исключение повторов; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких синонимов.3. Слияния: слияние нескольких предложений в одно.

№ слайда 6 СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА Чтение и понимание текста - это задача, которую
Описание слайда:

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА Чтение и понимание текста - это задача, которую можно решить, если уметь правильно читать. Стремясь понять содержащуюся в тексте проблему, мы должны учитывать то, как текст организован: его стиль и жанр, тип речи и строение абзацев, структуру предложений. Должны научиться разделять информацию главную и второстепенную, чтобы при сжатии исключить несущественное и второстепенное. Напоминаем ученикам: важная информация обычно содержится в главной части сложного предложения.

№ слайда 7 Упражнение 1. Прочитайте предложение и подчеркните в нём главную информацию.А) М
Описание слайда:

Упражнение 1. Прочитайте предложение и подчеркните в нём главную информацию.А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидко кристаллическую структуру.Запись должна выглядеть так:Многие вещества биологическою происхождения, основой которых является вода, имеют жидко кристаллическую структуру.

№ слайда 8 Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому яв
Описание слайда:

Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.(Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются).

№ слайда 9 Таков может быть окончательный вариант сокращения: Чистый воздух нужен не только
Описание слайда:

Таков может быть окончательный вариант сокращения: Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве. Обращаем внимание учеников на то, что наряду с содержательным приёмом сокращения текста мы использовали и языковой прием; заменили сочетание чистый воздух местоимением, в первой части добавлена отрицательная частица не.

№ слайда 10 Упражнение 2. Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется
Описание слайда:

Упражнение 2. Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приёмы сжатия текста, передайте основную информацию, заключённую в двух абзацах, так, чтобы объём вашего высказывания не превышал 35 слов.

№ слайда 11 Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но
Описание слайда:

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла.4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

№ слайда 12 на 4-е предложение: сложноподчиненное, с последовательным соединением придаточны
Описание слайда:

на 4-е предложение: сложноподчиненное, с последовательным соединением придаточных; предложить продумать вариант с использованием только одного придаточного. Примеры выполнения работы учащимися: 1. Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова)

№ слайда 13 ЯЗЫКОВАЯ КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА а) Трансформация словосочетаний. Упражнение 3Выберите
Описание слайда:

ЯЗЫКОВАЯ КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА а) Трансформация словосочетаний. Упражнение 3Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и ёмкие, «экономичные»Дать подтверждение - подтвердить; привести доказательство - доказать; проводить исследование - ...; совершать вращение- ...; проявлять интерес - ...; выдвинуть предположения - ...Процесс реакции - реакция; свойство упругости - ...; месяц март - ...б) Трансформация предложений.

№ слайда 14 Упражнение 4. Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкциейДл
Описание слайда:

Упражнение 4. Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкциейДля того чтобы осуществить - для осуществления; для того чтобы получить - для получения; для того чтобы изменить - ...; для того чтобы соединить - ...; для того чтобы распределить - ...; для того чтобы рассмотреть — ...

№ слайда 15 В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы эт
Описание слайда:

В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь (достичь цели). (В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели). Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 л. воды. (Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 л. воды).

№ слайда 16 Упражнение 5. Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструк
Описание слайда:

Упражнение 5. Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотам. (Напоминаем ученикам, что употребление деепричастного оборота считается ошибочным, если субъект действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием, не совпадают).

№ слайда 17 Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов
Описание слайда:

Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10 000 раз. Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10 000 раз).

№ слайда 18 Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исч
Описание слайда:

Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы. (С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы).

№ слайда 19 Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важн
Описание слайда:

Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма. Принимая витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма.

№ слайда 20 Мысль о взаимосвязи геометрической формы кристалла с его внутренним строением бы
Описание слайда:

Мысль о взаимосвязи геометрической формы кристалла с его внутренним строением была высказана Ньютоном. Учёные смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке, потому что исследовали кристаллы с помощью рентгеновского метода. (Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке, исследовав кристаллы с помощью рентгеновского метода. Ученые смогли убедиться в её справедливости только в XX веке благодаря исследованиям кристаллов с помощью рентгеновского метода).

№ слайда 21 Логический вывод Подобные упражнения интересны учащимся, демонстрируют им возмож
Описание слайда:

Логический вывод Подобные упражнения интересны учащимся, демонстрируют им возможности языка, заставляют внимательнее вчитываться в текст. Такая работа позволит предотвратить возможные коммуникативные неудачи учеников как при чтении - понимании текста, так и при создании ими собственных текстов.

№ слайда 22 Работа по двухэтапному сжатию текста Информационная переработка текста, в частно
Описание слайда:

Работа по двухэтапному сжатию текста Информационная переработка текста, в частности его сжатие, занимает особое место в работе по развитию речи. Этому мы учим детей с начальной школы до ее окончания. И, несмотря на то что существует уже большое количество тренировочных тестов, содержащих фрагменты из разного рода произведений для работы над сочинением или изложением, все-таки остаётся потребность в хороших учебных текстах, на которых удобно отрабатывать умение преобразовывать информацию.

№ слайда 23 Задание 1. Прочитайте текст, напишите сжатое изложение, затем сократите его «КОР
Описание слайда:

Задание 1. Прочитайте текст, напишите сжатое изложение, затем сократите его «КОРОЛЬ ИЗ ВЕСЁЛОЙ СКАЗКИ».Смотрите страницу 4.

№ слайда 24 КОРОЛЬ ИЗ ВЕСЕЛОЙ СКАЗКИ Стоит у любого школьника спросить, кто такой Корней Чук
Описание слайда:

КОРОЛЬ ИЗ ВЕСЕЛОЙ СКАЗКИ Стоит у любого школьника спросить, кто такой Корней Чуковский, тут же последует ответ: да это тот, кто сочинил «Муху-Цокотуху». «Тараканище», «Бармалея», «Айболита»! А когда скажешь, что этот человек написал еще и много книг для взрослых, ребята удивляются и спрашивают: «А про что?».А про то. как жили, о чем думали, как писали свои произведения очень хорошие писатели; А.Чехов. Н.Некрасов, А.Блок, Т.Шевченко и многие другие.Чуковский был талантливым переводчиком книг с других языков. Перевести, например, Ч.Диккенса на русский язык не такое простое дело. Тут мало владеть английским языком: нужны и особые способности, и специальные знания. Чуковский считал перевод высоким искусством и много писал об этом. Его книгу «Высокое искусство» переводчики до сих пор считают своим учебником.Занимаясь серьезной литературной работой, Корней Иванович никогда не забывал о детях.По-прежнему писал для них сказки, встречался с ними. Летом на даче в Переделкине (под Москвой) устраивал костры с играми и чтением стихов, построил детскую библиотеку. Ребята бывали и у него дома. Там было много интересного. Посреди комнаты стоял стол с книгами, которые присылали ему из разных стран. А на стенах чего только не было: И детские рисунки, и бумажная рыба из Японии, и головной убор индейца, и китайские маски, А кто-то подарил ему говорящего льва. «Я — король зверей!» - заявлял этот лев, и дети смеялись, поглядывая на хозяина, наверное, он и сам казался им королем из веселой и доброй сказки.

№ слайда 25 Примерный пересказ Корней Чуковский — автор прекрасных книг для детей: «Муха-Цок
Описание слайда:

Примерный пересказ Корней Чуковский — автор прекрасных книг для детей: «Муха-Цокотуха», «Однако Чуковский писал и книги для взрослых о жизни и творчестве различных писателей.Чуковский был талантливым переводчиком, он автор книги о переводе «Высокое искусство».Писатель никогда не забывал о детях. Приглашал их домой. Построил для них библиотеку, устраивал костры с играми и чтением стихов, и дети платили ему любовью, он им казался королем из весёлой сказки.

№ слайда 26 Ещё более сжатый текст Корней Чуковский - автор прекрасных книг для детей. Однак
Описание слайда:

Ещё более сжатый текст Корней Чуковский - автор прекрасных книг для детей. Однако он писал и книги для взрослых о жизни и творчестве (различных) писателей. Чуковский был и талантливым переводчиком. Писатель до глубокой старости встречался с детьми, и дети платили ему любовью, считали его королем из весёлой сказки.

№ слайда 27 Задание 2 Прочитайте текст и подвергните его двухэтапному сокращению: сначала пи
Описание слайда:

Задание 2 Прочитайте текст и подвергните его двухэтапному сокращению: сначала письменно кратко изложите его, затем сократите свой текст, оставив лишь главную информацию. (Вариант: сначала подчеркните места, содержащие главную информацию, затем на основе ее напишите сжатое изложение).

№ слайда 28 РУССКАЯ ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА Есть теория, что восприятие мира людьми зависит от
Описание слайда:

РУССКАЯ ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА Есть теория, что восприятие мира людьми зависит от языка, которым они владеют. Эта идея была высказана больше полувека назад американцем Стефаном Уорфом. Кем-то она оспаривается, кем-то принимается... В языке можно указать какие-то конструкции, слова, выражения, которые отражают своеобразное для данного этноса видение мира. Вот, например, в русском языке безличные конструкции типа «мне холодно», «мне не спится», «вам грустно» очень своеобразны, они не имеют точного перевода на другие языки. При переводе их приходится в личную конструкцию превращать: грубо говоря, «я имею холод» или что-то в этом роде. Или, допустим, «грозой снесло мост»: «гроза снесла мост>> - это одно: гроза непосредственно воздействовала и снесла мост, а «грозой снесло мост>> - предполагается, что ещё какая-то сила есть, помимо грозы, которая использовала грозу в качестве инструмента, нечто мистическое. Это также своеобразная синтаксическая конструкция, которая отражает видение мира русским человеком - понимание, что стихии тоже в чьих-то руках - руках Божиих.И в лексике свои особенности есть: допустим, хорошего перевода слова тоска нет, слово душа, например, можно перевести на английский «a soul», но опять-таки, исследователи сходятся в том, что стоящее за этим словом содержаниебогаче, чем соответствующий перевод на какой-либо другой язык.

№ слайда 29 ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА КОБЗАРЬ Л.Т.
Описание слайда:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА КОБЗАРЬ Л.Т.

Скачать эту презентацию


Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru