Содержательные и языковые способы сокращения текста Подготовка к экзамену в новой формеЗанятие №2 элективного курса в 9 классе
Сжатое изложение – задание №1 экзамена в новой форме В данной работе проверяются ваши умения:Уметь выделять микротемыОпределять в них главное, отсекать второстепенноеЭтот вид работы сложнее, чем подробное изложение, так как вы не просто должны как можно больше записать, но отобрать главное и достаточно кратко передать полученную информацию.
Способы сокращения текстаСодержательныеРазделение информации на главную и второстепеннуюСвёртывание информации за счёт обобщенияЯзыковыеЗамена однородных членов предложения обобщающим словомЗамена фрагмента предложения синонимомЗамена предложения или его части указат. МестоимениемЗамена СПП простымИсключение повторовИсключение синонимовИсключение фрагмента предложенияСлияние несколько предложений в одно
Содержательные способы сокращения текста Здесь важно хорошо понять текст, определить:Проблему, содержащуюся в текстеСтиль текстаТип речиСтроение абзацевСтруктуру предложенийНеобходимо также уметь отделять главную информацию от второстепеннойВажная информация как правило содержится в главной части сложного предложения
Упражнение №1. Прочитайте предложения и выпишите из них главную информациюА) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.Проверь себя
Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.Конечный вариантЧистый воздух нужен не только людям, но и машинам.
Упражнение №2. Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приёмы сжатия текста, передайте основную информацию так, чтобы объём вашего высказывания не превышал 35 слов.Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты.Цель всегда конкретна, измеряемы, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.
1.1. Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для её достижения. В данном случае используется приём исключения информации, содержащейся в 3-м предложении исходного текста, приёма слияния 2-ого и 4-ого предложений, упрощение структуры этого предложения2.1. Людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Можно заранее продумать, как добиться цели, но мечта – это нечто другое.В данном варианте исключается информация 3-его предложения, фрагмент 1-ого предложения, подобран контекстуальный синоним (просчитать), слиты 2 предложения.3.1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. 2. Цель конкретна, точна, достижима. 3. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для её достижения.Используется приём исключения факультативной информации (3-е предложение, второстепенные члены в 4-м предложенииМожет показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты.Цель всегда конкретна, измеряемы, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.
Языковые способы сокращения текста А) трансформация словосочетанийУпражнение 3.Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие, ёмкие, экономичные.Дать подтверждение – подтвердить; привести доказательство – доказать; проводить исследование - …; совершать превращение - …; проявлять интерес - …; выдвинуть предположения - …;Процесс реакции – реакция; свойство упругости - …; месяц март - …
Языковые способы сокращения текста Б) трансформация предложенийУпражнение 4.Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.Для того чтобы осуществить – для осуществления; для того чтобы получить – для получения; для того чтобы изменить - …; для того чтобы соединить - …; для того чтобы распределить - …; для того чтобы рассмотреть - …В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь (достичь цели) (В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели)Энергии, выделяющейся для ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды. (Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 т воды)
Языковые способы сокращения текста Упражнение 5.Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотомЧтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейронов приблизительно в 10000 раз. (Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейронов приблизительно в 10000 раз)Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы. (С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы)