Готовимся к ГИА по русскому языкуРаздел: «Фонетика»Ткаченко Елена Ивановнаучитель русского языка и литературыМБОУ СОШ № 58 г. Арзамаса
Вспоминаем звукиГласных звуков [я], [ё], [ю], [е] не бывает!Есть звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы].Буквы ъ и ь звуков не обозначают!
Буквы е, ё, ю, я
Буквы Й, Ч, Щ обозначают только мягкие согласные звуки.ЙОД, ЧАЩА, ЧЕБУРАШКАБуквы Ж, Ш, Ц обозначают только твёрдые согласные звуки.ЖИРАФ, ШАРИК, ЦИФРА
Парные звуки по глухости-звонкости:[б] – [п], [д] – [т], [в] – [ф], [г] – [к], [ж] – [ш], [з] – [с].Буквы Л, Р, М, Н, Й обозначают звонкие непарные согласные звуки.Буквы Х, Ц, Ч, Щ обозначают глухие непарные согласные звуки.
Укажите ошибочное суждение:1) В слове ДВОРЦУ все согласные звуки имеют пару по мягкости.2) В слове ПОДВИГ последний звук – [к]. 3) В слове МАЯ 4 звука.4) В слове ШКОЛЬНИКОВ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
Укажите ошибочное суждение:1) В слове ПОМОЛЧАВ последний звук – [ф].2) В слове РЕШИВ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.3) В слове БОЯТЬСЯ 3 слога.4) В слове РАДОСТНО 7 звуков.
Укажите ошибочное суждение1) В слове ПРОВАЛИТЬСЯ 11 букв и 9 звуков. 2) В слове ЩЕНКОМ все согласные звуки твёрдые.3) В слове ВЫХОДКИ буква Д обозначает звук [т].4) В слове OХОТНИК 3 слога.
Укажите ошибочное суждение1) В слове ВДРУГ последний согласный звук – [к]. 2) В слове ВОЗЬМИ звуков меньше, чем букв. 3) В слове ГРУБОЙ все согласные звуки твёрдые.4) В слове СОЛНЦЕ 5 звуков.
Укажите ошибочное суждение1) В слове СТАЯ 2 слога. 2) В слове УЧЕБНИКИ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.3) В слове СЪЁЖИТЬСЯ 9 букв и 7 звуков.4) В слове СОСЕДКЕ происходит оглушение согласного перед [к’].
Укажите ошибочное суждение1) В слове ПОЛУЧАЛ все согласные звуки твёрдые. 2) В слове ПОДОШЁЛ буква Ё обозначает один звук. 3) В слове ИЗВЕСТНЫХ 8 звуков.4) В слове ПЯТЁРКУ количество звуков и букв совпадает.
Список используемой литературыПри подборе заданий были использованы материалы с сайта: http://www.fipi.ru/view/sections/236/docs/