Истоки богатства и выразительности родной речи Урок в 7 классе УМК С.И. ЛьвовойУчитель Шевченко С.Н.
Цель урока: Отрабатывать умение определять стилистическую роль синтаксических и лексических средств в художественном тексте;Проверить умение учащихся выявлять языковые средства выразительности, использованные в художественном тексте;Продолжить работу по формированию навыков грамотного письма.
Авторские неологизмы ГромадьеМолоткастыйСерпастыйВеселютикВ.МаяковскийА.БлокЛ.ПетрушевскаяМ.Яснов
Тропы
типы речи
Сфера употребления
ЦЕЛЬ ТИПА РЕЧИ
Языковые особенности
ТИПИЧНОЕ СТРОЕНИЕ ТЕКСТА
Тропы Сравнение-изображение одного предмета путём сопоставления его с другим.Способы выражения сравнения:1) с помощью сравнительного оборота с союзами как, будто, словно, точно, как будто.А она за мною мчится и кусает, как волчица.2)с помощью существительного в творительном падеже: Отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом.(завертелось как колесо).Вывод: в художественном произведении сравнение помогает нарисовать явление, увидеть его по-новому и передать чувство и мысль.
Эпитет- художественное определениепредмета или явления Седые волосы- определениеСеребряные седины –эпитетДобрый молодец, красна девица, чисто поле, верный коньБерёза- белоствольная, ветвистая, густая, нарядная, плакучая, стройная, весёлая. Задумчивая, милая, печальная, сияющая.Вывод: эпитеты в худ. произведении помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение.
Метафора-употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями И стоит он, околдованНе мертвец и не живой-Сном волшебным очарован,Весь опутан. Весь окованЛёгкой цепью пуховой.Сон употреблено в переносном значении: речь идёт о зимнем состоянии леса, похожем на сон.Цепь-это снег лежит на деревьях, как будто цепь, но она лёгкая.
Вывод: в произведениях метафоры помогают ярко изобразить картину, выяснить сходство в непохожих на первый взгляд явлениях и передать мысль автора и эмоцию.
Олицетворение-это изображение неодушевленных предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить. 1)Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет2)Солнце село, день прошёл, скрипка поёт…3) Робко месяц смотрит в очи, Изумлён, что день не минул, Но широко в область ночи День объятия раскинул.Вывод: олицетворения помогают ярко изобразить явление, придать изображаемому определенную эмоциональную окраску, выразить мысль и единстве мира и человека.
Метонимия- употребление слова в переносном значении на основе связи, существующей между явлениями. 1)Съел целую тарелку супа- съел налитый в тарелку суп.2)Читал Пушкина-произведение, написанное писателем. 3)Недаром помнит вся Россия (люди, которые живут ) Про день Бородина! (великая битва 1812года)4)Волка ноги кормят(часть тела человека или животного, которой производится действие вместо самого действия) Вывод: благодаря метонимии писатель может представить явление ярко, наглядно, конкретно, придать изображаемому определённую стилистическую и эмоциональную окраску.
Антитеза-противопоставление слов, предложений героев, картин, эпизодов. 1) Что ищет он к стране далёкой Что кинул он в краю родном.2)Рассказ Чехова «Толстый и тонкий».3)Где стол был яств, там гроб стоит.Вывод: антитеза является средством изображения контрастов, противоречий жизни. Помогает выразить мысль и создать эмоциональную окраску текста.
Синекдоха- употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между явлениями(множественное единственное, часть-целое, определённое-неопределённое количество.) 1)Рука бойцов колоть устала- ед.ч. вместо мн.ч. армия 2)Одну минуточку- 60 сек.- немного времени, вместо неопределённого называется точное.3)Москва подписала договор с Парижем –вместо договора между государствами называем столицы4)Сколько лет, сколько зим -называется неопределённое количество вместо определённогоВывод: синекдоха в произведениях помогает нарисовать картину и с большой точностью выразить мысль и чувство автора.
Гипербола- художественное преувеличение В сто сорок солнц закат пылалВывод: гипербола в произведениях употребляется для изображения явлений и выражения авторского отношения к изображаемому.
Инверсия- необычный порядок слов в предложении, помогает выделить самое важное слово. 1) Тамара пошла в театр - обычный порядок слов Тамара в театр пошла - инверсия2)Вот к пальмам подходит, шумя, караван: В тени их весёлый раскинулся стан…3)Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной…Вывод: инверсия в худ. произведениях помогает выделить наиболее значимое слово и таким образом передать мысль, а также создать стилистическую и эмоциональную окраску текста.
Повтор- повторение слова и одинаковое построение предложений Клянусь я первым днём твореньяКлянусь его последним днём,Клянусь позором преступленьяИ вечной правды торжеством.лексический повтор: клянусь, днёмсинтаксический повтор: Вывод: повторы в худ. произведении помогают изобразить явление и придать тексту эмоциональную окраску.
Риторический вопрос и риторическое восклицание -изобразительные средства языка, которые служат для выражения сильного чувства. 1)Из повести Гоголя «Майская ночь»: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!» 2) Цветы, любовь, деревья, праздность, Поля! Я предан вам душой.Вывод: риторические вопросы и восклицания помогают создать эмоциональную окраску речи.
Текстоведческий анализ Тема текста – «Вечер на Атлантическом океане»Основная мысль – Тропические океаны на Атлантическом океане прелестны: в этих широтах не бывает бурь и ураганов и океан восхищает своим торжественным безмолвиемТип речи – описаниеСтиль - художественный
Для создания художественного образа автор использует тропы: Эпитеты - прелестного (вечера), бирюзовому, бесконечно высокому, прозрачно-нежному (небосклону), перистыми (облачками), жгучий и ослепительный (шар солнца), радостным (блеском), холмистую (поверхность океана), беспредельную (даль), могучие светло-синие (волны), серебристыми (верхушками), ласковым, почти нежным (ропотом), вековечный старик –океан;
МетафорыЗолотистый шар солнца, заливая блеском, голубые рамки горизонта, на исполинской груди; Олицетворения – Нагоняя одна другую (о волнах), находится в добром расположении духа (океан), бережно несет, не угрожая (об океане);СравненияОблачками, словно белоснежным кружевом, точно нашептывает ( о ропоте волн), словно заботливый, нежный пестун (об океане)
Итог урока(философская минутка) Мастера слова создают удивительно яркие изобразительно-выразительные средства языка, постоянно пополняя его сокровищницу, откуда любой человек пригоршнями может брать несметные драгоценности. Г. Солганик