Часть 1. Задание 2 Средства связи предложений в тексте
Варианты ЕГЭ 2015 Теория Электронный тренажер Средства связи предложений в тексте Интернет - ресурсы Алгоритм Образец задания
Какие знания и умения необходимы для выполнения 2 – го задания? Выполнение задания 2 части 1 требует понимания основ связности предложений в тексте, смысловой и композиционной целостности текста. В нем предлагается текст, где допущен пропуск слова (или слов). Цель задания - восстановить недостающую смысловую часть, выраженную словом или сочетанием слов. Выполнение задания 2, части 1 требует знания следующих тем по кодификатору «Русский язык ЕГЭ 2015»: 8.Речь 8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте Грамотность и способность работать с текстами, культура (правильность) речи в ЕГЭ 2015 года ещё больший вес приобрели
Текст Тема - то, о чём говорится в тексте Подтемы или комбинации подтем. Микротема - наименьшая составная часть общей темы текста Связность предложений – важнейшая характеристика текста смысловая завершенность законченность связность смысловое единство информативность цельность Текст Текст (от лат.textum- ткань; связь, соединение) - группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью
Существует два способа связи предложений в тексте: последовательная связь (новое одного предложения становится данным следующего) и параллельная связь (данное общее для нескольких предложений). Синтаксические: параллелизм (несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения), парцелляция (выделение члена, чаще второстепенного, после точки в виде самостоятельного предложения), Синтаксис (греч. «syntaxis» – строй, построение, сцепление, соединение) – это раздел грамматики, изучающий законы соединения слов в более крупные единицы – словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое (текст) Лексические: слова одной тематической группы, прямой повтор, синонимы, антонимы Морфологические: союзы, союзные слова, частицы, видовременные формы глагола, степени сравнения прилагательных и наречий. Средства связи предложений в тексте
Способы связи предложений в тексте Цепная связь Параллельная связь Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому. 2 1 4 3 1 2 3 4 Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового», мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным», и т.п Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому. Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.
Лексические cредства связи предложений в тексте Лексический повтор – повторение одного и того же слова Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам Антонимы У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости . (В.Белов) Однокоренные слова. В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов) Описательные обороты. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся …такой мастер знал себе цену Средства связи Примеры Синонимы
Морфологические cредства связи предложений в тексте Личные местоимения А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев) Указательные местоимения (такой, тот, этот) Союзы (преимущественно сочинительные) Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой) Единство видовременных форм глаголов Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени Кадр из к/ф «Война и мир» По роману Л.Н. Толстого Режиссер С.Бондарчук.1967 В роли Николая Ростова – Олег Табаков Частицы Вдруг… Сначала… Потом… Внизу… … Рядом Наречия Частицы в речи как средство связи предложений в тексте Средства связи Примеры
Синтаксические cредства связи предложений в тексте Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин) Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.) Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв) Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв) Средства связи Примеры
Разряды местоимений по значению Выделяют 9 разрядов местоимений по значению: 1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они). 2. Возвратное: себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали). 3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен). 4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов. 5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета. 6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество. 7. Относительные: те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова). 8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака. 9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь. Местоимение Местоимение (вместо имени) — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их. Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте. Разряды и правописание местоимений
Союз как средство связи предложений в тексте Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами: Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли Противительные: а, но, да (=но), однако, зато Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а Пояснительные: то есть, а именно Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём Союзы: тоже, да и, то есть, а именно не употребляются начале предложения Сочинительная связь — это связь, которая выражает равноправные отношения элементов. Союз Роль союзов как средства связи предложений в тексте выражение синтаксических связей: сочинительных и подчинительных Сочинительные союзы и сочинительная связь Союзы сочинит. и подчинит.
Подчинительные союзы и подчинительная связь Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами: Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы Следствия: так что Уступительные: хотя, несмотря на то что Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.) Изъяснительные: что, как, чтобы В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы Подчинительная связь – это связь неравноправных компонентов, при которой один из компонентов зависит от другого. Так связаны части сложноподчинённых предложений. Союз Нажмите на значок в формате «Показ слайдов» Союз
Эмоции, чувства, оценка К счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью, по правде, по совести, по справедливости, чего доброго, странное дело, удивительное дело, смешно сказать, не в укор будь сказано Степень достоверности, возможности, уверенности Без сомнения, без всякого сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, верно, возможно, вероятно, по всей вероятности, пожалуй, кажется, должно быть, может быть, может, надо полагать, можно полагать, надо думать, (я) думаю, (я) полагаю, (я) надеюсь, (я) считаю Источник сообщения По сообщению, по сведениям, по мнению, по слухам, в соответствии с, говорят, сообщают, передают, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, помнится, вспоминается Приёмы формулирования, способы выражения мысли Словом, одним словом, иначе говоря, другими словами, иными словами, точнее, точнее говоря, короче, коротко говоря, откровенно говоря, правду говоря, прямо говоря, не ходя вокруг да около, мягко выражаясь, называя вещи своими именами, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, с вашего позволения, лучше сказать, точнее сказать, так сказать, как говорится Вводные слова и сочетания как средство связи предложений в тексте Активизация внимания собеседника, в том числе с целью установления доверительности Понимаешь(-ете), знаешь(-ете), видишь(-ите), пойми(-те), поверь(-те), послушай(-те), согласись(-тесь), представь(-те), представь(-те) себе, вообрази(-те), веришь(-ите) ли, знаешь(- ете) ли, повторяю, подчеркиваю, между нами говоря, между нами , будь сказано Мера того, о чём говорится Самое большее, самое меньшее, самое необычное, самое удивительное, по крайней мере Обычность, типичность того, о чём говорится Бывает, бывало, случается, случалось, по обычаю, по обыкновению, в крайнем сл Нажмите на значок в формате «Показ слайдов» Вводные слова и сочетания
Алгоритм выполнения 2 – го задания Чаще всего в данном задании пропущены союзы и союзные слова, либо вводные слова и сочетания, выступающие как средства связи предложений в тексте При выборе правильного ответа учитывайте общий смысл текста 1 Внимательно перечитайте текст. 2 Сама природа текста, его целостность, смысловая законченность содержания помогут сделать правильный выбор. 3 Используйте метод подстановки: последовательно подставляйте предложенные варианты ответов в предложение с пропуском. Следите за изменениями смысла.
Единый государственный экзамен (1)Интересы итальянского учёного Джероламо Кардано были широки и многообразны. (2) Кардано был не чужд и экспериментальным исследованиям и конструированию практических механизмов. (3)На склоне лет он при помощи опыта установил, что отношение плотности воздуха к плотности воды равно 1/50. (4)Когда в 1541 г. испанский король Карл V триумфально вошел в завоеванный Милан, ректор коллегии врачей Кардано шел рядом с балдахином. (5)В ответ на оказанную честь он предложил снабдить королевский экипаж подвеской из двух валов, которая поддерживала карету в безопасном положении. (6) в империи Карла V дороги были дальние и плохие, изобретение получило широкое распространение. (7)Ныне такая система подвески называется карданом (карданный подвес, карданный вал, карданное сочленение) и применяется в автомобилях. (По С.Г. Гиндикину) Задание 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в шестом (6) предложении текста? Выпишите это слово. или потому что итак поскольку а Правильный ответ поскольку Текст 1. Часть 1, задание 2.
Единый государственный экзамен (1)Винченцо Галилей, известный во Флоренции музыкант, долго размышлял над тем, какое поприще выбрать для своего старшего сына Галилео. (2)Сын, безусловно, был способен к музыке, отец предпочитал что-нибудь более надежное. (3)В 1581 году, когда Галилео исполнилось семнадцать лет, чаша весов склонилась в сторону медицины. (4)Винченцо понимал, что расходы по обучению будут велики, зато будущее сына будет обеспечено. (5)Местом обучения был выбран Пизанский университет, быть может, несколько провинциальный, но хорошо знакомый Винченцо. (6)Он долго жил в Пизе, там же родился Галилео. (По С.Г. Гиндикину) Задание 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово. таким образом, поэтому хотя если однако Правильный ответ однако Текст 2. Часть 1, задание 2.
Единый государственный экзамен (1)Путь Галилея к профессии врача был нелёгок. (2)Перед тем как приступить к изучению медицины, надо было выучить, а точнее — вызубрить философию Аристотеля. (3)В его учении говорится буквально обо всем. (4)По мнению Галилея, «нет, кажется, ни одного достойного внимания явления, мимо которого он (Аристотель) прошел бы, не коснувшись его». (5)Философия Аристотеля в то время преподавалась в чудовищной форме: в виде набора высказываний, считавшихся истинами в последней инстанции, лишенных мотивировок и доказательств.(6)Но о несогласии с Аристотелем не могло быть и речи. (7)Более всего интересует Галилея то, что пишет Аристотель о физике окружающего мира, он не хочет слепо верить каждому слову великого философа; он усвоил это, изучая его логику: «Сам Аристотель научил меня удовлетворять свой разум только тем, в чем убеждают меня рассуждения, а не только авторитет учителя». (8)Он читает и других авторов, среди которых наибольшее впечатление на него производят Архимед и Евклид. (По С.Г. Гиндикину) Задание 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в седьмом (7) предложении текста? но наоборот, например, таким образом, скорее всего, Правильный ответ но Текст 3. Часть 1, задание 2.
Единый государственный экзамен (1)Совершенно неожиданный путь предложил Николай Коперник, живший в 1473 — 1543 годах. (2)Его тщательно разработанная, согласованная с наблюдениями схема содержит все основные моменты сегодняшнего взгляда на Солнечную систему: вокруг Солнца вращаются планеты, включая Землю; Земля, кроме того, совершает суточное движение; Луна вращается вокруг Земли. (3)При таком подходе все невероятно упростилось, остались невыясненные моменты при согласовании с данными наблюдений. (4)По мнению Коперника, движения планет близки к равномерным движениям по окружности, как у Аристотеля, а, несомненно, имевшиеся отклонения, по-видимому, опять требовали эпициклов, хотя их роль уже была не столь существенна, как у Птолемея. (5)Эпициклы исчезли лишь у Кеплера, открывшего эллиптичность орбит. (6)Система Коперника не была чисто описательной теорией, основанной на качественных явлениях. (7)Она содержала многочисленные вычисления: расстояния до Солнца, периоды обращений и т. д. (8)Только такая теория могла конкурировать с теорией Птолемея. (По С.Г. Гиндикину) Задание 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? оттуда несмотря на поскольку хотя как скоро Правильный ответ хотя Текст 4. Часть 1, задание 2.
Единый государственный экзамен (1)Время шло, жизнь изменялась, становясь всё сложнее и сложнее. (2)Люди жили уже не родовыми поселками, а городами и государствами, общих дел стало гораздо больше, споров и несогласий вокруг этих дел — тоже. (3)Раньше все дела были привычные, повторяющиеся из поколения в поколение; теперь все чаще приходилось сталкиваться с делами новыми и самим придумывать, как с ними сообща управляться. (4)В дополнение к старым обычаям понадобились новые законы. (5)Но государство не может держаться без законов, то тем более не может держаться без законов огромный мир: никакому олимпийскому семейству сразу всюду не поспеть, всего не решить и обо всем не договориться. (6)Очевидно, и в мире действуют какие-то общие законы, которым подчиняются и боги, и звезды, и земля, и люди. (7)Каковы же они? (По М.Л. Гаспарову) Задание 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом (5) предложении текста? если поэтому в заключение то есть также Правильный ответ если Текст 5. Часть 1, задание 2.
Единый государственный экзамен Прочитайте текст и выполните задания 1–3. (1) Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь– это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание. 2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово. однако поэтому это потому что хотя Правильный ответ поэтому Задание 6. Средства связи предложений в тексте
Электронный тренажер «Средства связи предложений в тексте» Упражнения для тренировки Нажмите на портфель В открывшемся окне нажмите на 5 снизу строку c надписью RusLang.exe.
3. Словарь лингвистических терминов 1. Правила орфографии 4. ТЕСТЫ ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ Ссылки по теории и практической работе Нажимать на ссылку в формате «Показ слайдов» * - ссылка для всех тем * 2. Правила пунктуации
Мультимедийная презентация «Средства связи предложений в тексте». Подготовлена преподавателем Иншаковой Т.П. Литература Миронова Ю. С. Русский язык. ЕГЭ. (Раздаточный материал тренировочных тестов.) СПб.: Тригон, 2009. Пучкова Л.И. ЕГЭ 2007. Русский язык. Типовые тестовые задания.- М.: Экзамен, 2007. Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ-2007. Русский язык. Тренировочные задания .- М.: Просвещение, Эксмо, 2007. Интернет – ресурсы new.fipi.ru ctege.info› russkiy-na-5.ru gramota.ru metod-kopilka.ru›