Прочитайте выразительно текст М.Пришвина, раскрывающий его понимание смысла русской пословицы. Назовите эту пословицу. Укажите основные признаки, по которым вы определили, что это текст.
(1) Вернуться к молчанию в том смысле, что говорить для себя, а молчать от внимания к другому. (2)Просить молчания, значит, просить внимания к человеку. (3)Разговор выявляет свое первенство, а внимание рождает друзей (4). Вот почему разговор – серебро, а молчание ─ золото. (М.Пришвин) Золото молчания
Теория Практика Средства связи
Средства связи Лексические Морфологические Синтаксические
Слова одной тематической группы. Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели.
Синонимы Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.
Лексические повторы Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали. И наши ожидания оказались не напрасными.
Антонимы (в том числе контекстуальные) Один был высокого роста, другой роста низкого. 2. Тот же самый орёл как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет.
Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, кроме того, подведем итог, в заключение и другие. Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.
Родовидовые слова В этом лесу много милых сердцу русских деревьев. Но прежде всего замечаешь стволы любимых берез.
Единство видовременных форм Ночь наступила. Стало темно. На небе загорелись звезды. 2.Тяжелораненый Сергей Муравьев-Апостол, собравшись с сипами, стоит прямо. Он подходит к печке и дотрагивается до неё закоченевшими руками.
Местоимения 1. Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения. 2. А годы шли да шли; быстро и неслышно, как подснежные воды, протекала молодость Елены, в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Подруг у нее не было: изо всех девиц, посещавших дом Страховых, она не сошлась ни с одной.
Союзы, частицы, вводные слова Он сказал, что после признаний на суде он так поступить не может. Ведь обращение о помиловании требует признания вины. А он за собой вины не признает и покаянных слов писать не может. 2. За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно.
Наречия со значением времени и пространства 1. Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно. 2. Сегодня кольцо во многих местах разорвано. До сорок первого года оно было сплошным, с тремя воротами.
Степени сравнения прилагательных и наречий 1.Место было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя. 2.Мы оказались над облаками. Выше уже ничего не было.
Синтаксический параллелизм Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому.
Парцелляция 1. Он нервничал и ждал. Её и Фомина. 2. В его сердце опять толкнулась непрошенная боль. Жалость. Любовь, слегка забытая. 3. Катенька часто заходила к Григорию в госпиталь. И потому что это было по пути в гимназию. И потому что её тянуло туда…
Предложения-скрепы 1.Перейдём к следующей части высказывания. 2. Об этом говорилось выше. 3.Как уже было отмечено...
Средства связи Алгоритм анализа текста Разбор примеров
Алгоритм анализа текста Помни об условии задания:
1. В задании речь идет о связи двух соседних предложений, а не частей сложного. 2. Важно, чтобы во втором предложении было слово (группа слов), которое( ые) связывало (и) бы оба предложения. 3. Обратите внимание на слово "предыдущий": нам надо искать предложение, смысл которого связан с предыдущим (а не расположено где-то еще в тексте).
4. Не следует искать полное грамматическое соответствие форм слов, связанных в двух предложениях. Например, личное местоимение из второго предложения может стоять не в том падеже, в котором стоит соотнесенное с ним существительное. Однако иногда связь по некоторым признакам должна прослеживаться (число местоимения, вид и время глагола).
Разбор примеров (задание В-7) 1.Среди предложений 15–19 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, Варя перевернула страничку. (16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18) Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19) Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке .
Ответ: 1.Пары предложений 15-16;16-17;17-18 между собой грамматически не связаны. 2.Остается только пара 18-19. Здесь лексическая связь: личное местоимение "она" из предложения (19) соотнесено с словосочетанием из предложения (18): "девочка лет девяти" (или просто "девочка"). Записываем в бланк ответа число "19”.
2.Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении? 1) прежде всего 2) однако 3) кроме того 4) иными словами Разбор примеров (задание А -8)
(5)Все числа в компьюторе представляются с помощью нулей и единиц (т.е. двоичная система). (6) …компьюторы обычно работают в двоичной системе счисления.
Обрати внимание! Предложение в тексте может не только вводить новую информацию, которой не было в предыдущем предложении, но и противопоставлять ее уже известной информации, дополнять уже известное, либо повторять его. Внимательно прочитайте эти предложения. Посмотрим как соотносятся предложения (5) и( 6). Мы видим, что речь в них, по сути, идет об одном и том же. для связи этих предложений подходит вводное сочетание слов иными словами, означающее « то же самое сказанное по-другому».