PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Русский язык / Формирование орфографической зоркости младших школьников
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Формирование орфографической зоркости младших школьников


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Формирование орфографической зоркости младших школьников


Скачать эту презентацию



№ слайда 1 Сабанова Елена Владимировна МОУ средняя школа № 2 г. Лысково «Формирование орфог
Описание слайда:

Сабанова Елена Владимировна МОУ средняя школа № 2 г. Лысково «Формирование орфографической зоркости младших школьников»

№ слайда 2 Орфографическая грамотность-это составная часть общей языковой культуры, залог т
Описание слайда:

Орфографическая грамотность-это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи- это одежда мысли, по которой обычно сразу определяют уровень образованности человека.

№ слайда 3 Актуальность Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что учителя, обучая д
Описание слайда:

Актуальность Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что учителя, обучая детей грамотному письму, сталкиваются с проблемой формирования орфографической зоркости, то есть умения видеть орфограмму в слове. Эту проблему можно решить, используя определенные упражнения. При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и опознание орфограммы. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что учителя, обучая детей грамотному письму, сталкиваются с проблемой формирования орфографической зоркости, то есть умения видеть орфограмму в слове.

№ слайда 4 Цель: Определение дидактических условий, способствующих формированию орфографиче
Описание слайда:

Цель: Определение дидактических условий, способствующих формированию орфографической зоркости младших школьников.

№ слайда 5 Задачи: Выявить сущность исследуемого понятия Выделить условия формирования орфо
Описание слайда:

Задачи: Выявить сущность исследуемого понятия Выделить условия формирования орфографической зоркости Проанализировать программы и учебники русского языка для начальных классов с целью выявления соответствия между содержанием учебника и целью исследования Составить подборку упражнений для развития грамотного письма. Ввести в практику наиболее эффективные способы формирования навыков грамотного письма.

№ слайда 6 Вечная проблема орфографической зоркости Замочек? Замочик?
Описание слайда:

Вечная проблема орфографической зоркости Замочек? Замочик?

№ слайда 7 Причины орфографических ошибок Неумение ученика контролировать себя во время пис
Описание слайда:

Причины орфографических ошибок Неумение ученика контролировать себя во время письма. Неумение применять приобретённые знания. Недостаточное развитие фонематического слуха. Небольшой объём словарного запаса и, как следствие, трудности в подборе проверочных слов Дефекты речи, неустойчивое внимание, недостаточное развитие оперативной памяти, быстрая утомляемость и т.д.

№ слайда 8 Сущность орфографической зоркости Главным в обучении правописанию является орфог
Описание слайда:

Сущность орфографической зоркости Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако, решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму в слове, ученик сможет решить вопрос о его конкретном написании . Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма

№ слайда 9 Почему нужна специальная работа над орфографической зоркостью? Она нужна потому,
Описание слайда:

Почему нужна специальная работа над орфографической зоркостью? Она нужна потому, что «орфографическая слепота», неумение обнаруживать «ошибкоопасные» (выражение Г.Г. Граник и др.) места – одна из важнейших причин орфографических ошибок. Не замечая мест, где требуется применение правил, учащиеся, даже зная правила, естественно, не обращаются к ним и пишут наугад, часто неверно.

№ слайда 10 База: МБОУ СОШ №2 г. Лысково 21 ученик «Г» класса, обучающихся по программе Соло
Описание слайда:

База: МБОУ СОШ №2 г. Лысково 21 ученик «Г» класса, обучающихся по программе Соловейчик М.С.

№ слайда 11 Психические процессы, влияющие на формирование орфографической зоркости: активно
Описание слайда:

Психические процессы, влияющие на формирование орфографической зоркости: активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ; логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации; зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм; непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.

№ слайда 12 Программы начальной школы Развивающая система Л. В. Занкова Обновленная традицио
Описание слайда:

Программы начальной школы Развивающая система Л. В. Занкова Обновленная традиционная программа «Начальная школа 21 века» под. ред. Н. Ф. Виноградовой УМК «Гармония»

№ слайда 13 В программе под редакцией Н. Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века» формирова
Описание слайда:

В программе под редакцией Н. Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века» формирование умений и навыков грамотного и безошибочного письма реализуется через: осознанный подход систему упражнений самоконтроль ученика Как устроен наш язык Правописание. Развитие речи. Блочный подход -

№ слайда 14 В развивающей системе Л. В. Занкова цель формирования умений и навыков грамотног
Описание слайда:

В развивающей системе Л. В. Занкова цель формирования умений и навыков грамотного и безошибочного письма реализуется через: Принцип переслаивания большой объем теоретического материала активизацию мыслительной и познавательной деятельности и создание творческих способностей большой объем словарного материала обучение правописанию на грамматической основе

№ слайда 15 В учебно-методическом комплекте «Гармония» цель формирования умений и навыков гр
Описание слайда:

В учебно-методическом комплекте «Гармония» цель формирования умений и навыков грамотного письма и безошибочного письма реализуется через Осознанный подход Систему упражнений, выполняемых на слух и при зрительном восприятии Самоконтроль ученика Умение обнаруживать «ошибкоопасные» места в слове

№ слайда 16 В развивающей системе Л. В. Занкова- морфологический подход В обновленных традиц
Описание слайда:

В развивающей системе Л. В. Занкова- морфологический подход В обновленных традиционных программах «Начальная школа 21 века» и УМК «Гармония »- фонемный подход Выводы

№ слайда 17 Общие положительные моменты для формирования орфографической зоркости в программ
Описание слайда:

Общие положительные моменты для формирования орфографической зоркости в программах начальной школы Осознанное отношение к слову. Фонематический слух. Умение ставить ударение и обнаруживать безударные гласные. Представления об орфограмме. Упражнения для выработки орфографической зоркости. Письмо с пропусками. Специально организованное списывание. Работа над ошибками. Графические и цифровые обозначения орфограмм. Диагностика орфографической зоркости.

№ слайда 18 Когда можно начинать формирование орфографической зоркости? Только после того, к
Описание слайда:

Когда можно начинать формирование орфографической зоркости? Только после того, как у детей уже начал проявляться фонетический слух, когда накопился определенный опыт восприятия не только звучащего, но и написанного слова, когда сложилось отчетливое разграничение понятий «звук» и «буква».

№ слайда 19 Почему работу важно начинать в период обучения грамоте? 1. Именно в данный перио
Описание слайда:

Почему работу важно начинать в период обучения грамоте? 1. Именно в данный период ребенок начинает писать, и если на первом этапе не заложить основы осознанного отношения к трудностям, то в дальнейшем восполнить пробел, наверстывать будет сложнее. 2. Важно, чтобы школьники сначала узнали об «опасных» при письме местах, научились их находить в словах, приучились ставить перед собой орфографические вопросы, а уж потом приступили к знакомству с орфографическими правилами как способами нахождения ответа на них.

№ слайда 20 Главным направлением орфографической работы в 1 классе стало знакомство с призна
Описание слайда:

Главным направлением орфографической работы в 1 классе стало знакомство с признаками самой распространенной группы орфограмм русского языка и начало формирования орфографической зоркости учащихся.

№ слайда 21 Составной частью орфографической работы на этапе букваря является изучение неско
Описание слайда:

Составной частью орфографической работы на этапе букваря является изучение нескольких орфографических правил: - оформление границ предложений; - раздельное написание слов; - большая буква в именах и фамилиях, в кличках животных и других собственных именах; - правописание ударных сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу; - правила переноса.

№ слайда 22 Условия формирования орфографической зоркости На самых ранних этапах обучения об
Описание слайда:

Условия формирования орфографической зоркости На самых ранних этапах обучения обеспечивать разграничение детьми понятий звук и буква, а также развитие у них всего комплекса фонетических умений. Познакомить с признаками наиболее частотных орфограмм. Систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагая для этого специальные упражнения постепенно усложняя условия, в которых решается орфографическая задача.

№ слайда 23
Описание слайда:

№ слайда 24 Формирование фонетических умений (виды упражнений) ♦ Соотнесение слова и схемы ♦
Описание слайда:

Формирование фонетических умений (виды упражнений) ♦ Соотнесение слова и схемы ♦ Выявление (на слух) фонетических признаков, которыми различаются слова ♦ Исправление ошибок в составленных фонетических моделях. ♦ Узнавание «рисующих» звуков Задание требует: на слух воспринять отрывок и воспроизвести его в виде слоговой модели.

№ слайда 25 Упражнения при восприятии материала на слух 1. Определение, есть ли «опасные мес
Описание слайда:

Упражнения при восприятии материала на слух 1. Определение, есть ли «опасные места» в произнесенном слове; если есть – сколько, гласные или согласные. 2. Фонетико-орфографический разбор: составление звуковой схемы слова и обозначение в ней тех мест, которые при письме станут «опасными».

№ слайда 26 Технология проведения диктанта. 1. Я читаю (орфоэпически) предложение, а дети сл
Описание слайда:

Технология проведения диктанта. 1. Я читаю (орфоэпически) предложение, а дети слушают его, чтобы запомнить. 2. Дети записывают его схематически (черточками), подчеркивают «опасные места», требующие применения известных правил (о раздельном написании слов, о большой букве). 3. Диктуют себе снова и записывают каждое слово предложения слоговыми дугами. Если встречаются предлоги в, с, к, которые не составляют слога, дугу не чертят.

№ слайда 27 Технология проведения диктанта. 4. Учащиеся еще раз произносят по схеме каждое с
Описание слайда:

Технология проведения диктанта. 4. Учащиеся еще раз произносят по схеме каждое слово, чтобы поставить ударение; отмечают «опасные места». 5. Я читаю предложение еще раз – орфоэпически с элементами орфографического проговаривания в тех местах, где буква отличается от звука. Дети, слушая и следя по модели, в этих местах вписывают в дугу нужную букву.

№ слайда 28 Технология проведения диктанта. 6. Под орфографическую самодиктовку первоклассни
Описание слайда:

Технология проведения диктанта. 6. Под орфографическую самодиктовку первоклассники записывают предложение и отмечают «опасные места». При этом они уже знают: там, где я читала «как говорим», они пишут буквы в соответствии со звуками, в других случаях у них уже есть буква-подсказка. 7. Под мое чтение учащиеся проверяют, читая по слогам и помогая себе карандашом.

№ слайда 29 Упражнения при зрительном восприятии материала 1. Нахождение «опасных мест» на с
Описание слайда:

Упражнения при зрительном восприятии материала 1. Нахождение «опасных мест» на страницах букваря, прописи, на доске, карточке и т.д., их обозначение. 2. Два вида чтения печатного слова: «как написано» и «как говорим», т.е. орфографическое и орфоэпическое (с предварительным обозначением орфограмм и без него); наблюдение за сходством и различием написания и произношения. 3. Списывание с предварительным выполнением ряда вспомогательных, но очень важных операций.

№ слайда 30 Основные операции 1. Читаем слово или предложение, чтобы понять его и запомнить
Описание слайда:

Основные операции 1. Читаем слово или предложение, чтобы понять его и запомнить 2. Отмечаем «опасные места». 3. Читаем еще раз вслух так, как написано. 4. Повторяем, как было написано (не глядя на запись). 5. Закрываем запись и пишем, диктуя себе шепотом, так, как было написано; отмечаем «опасные места». 6. Открываем и проверяем: читаем по слогам – все ли звуки обозначены; сверяем «опасные места» - все ли отмечены, правильны ли буквы.

№ слайда 31
Описание слайда:

№ слайда 32 Осознанные орфографические действия предполагают: а) обнаруживание орфограмм; б)
Описание слайда:

Осознанные орфографические действия предполагают: а) обнаруживание орфограмм; б) определение их разновидности и решение вопроса о том, известно ли правило, которым нужно воспользоваться; в) применение правила, если оно известно; г) самопроверку написанного.

№ слайда 33 Центральным направлением работы во 2 классе является обучение орфографии.
Описание слайда:

Центральным направлением работы во 2 классе является обучение орфографии.

№ слайда 34 Обучение орфографии во 2 классе. 1. Орфографические темы сгруппированы в два бло
Описание слайда:

Обучение орфографии во 2 классе. 1. Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени: первый – «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?» - изучается сразу после повторения 1 четверти, а второй – «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»- охватывает всю 3 четверть. Сущность их различий отражена в названии разделов.

№ слайда 35 2. В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма» и уточня
Описание слайда:

2. В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем. 3. На этом же этапе вводится особый вид письма – «с окошками», при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, орфограмму пропускают.

№ слайда 36 4. Этап изучения правил и обучения решению главных орфографических задач сознате
Описание слайда:

4. Этап изучения правил и обучения решению главных орфографических задач сознательно отсрочен (3 четверть) – отведено время на практическое освоение письма «с окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и формирование основ орфографического самоконтроля, на возникновение у них потребности узнать правила, чтобы освоить «взрослое» письмо.

№ слайда 37 5. Изучение основных орфографических правил отличается двумя особенностями 1) Пр
Описание слайда:

5. Изучение основных орфографических правил отличается двумя особенностями 1) Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных изучаются не изолированно, а вместе. . 2) С учащимися целенаправленно обсуждается вопрос: КАК искать проверочные слова

№ слайда 38 Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия:
Описание слайда:

Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: корень слова, однокоренные (родственные) слова, изменения слов, окончание.

№ слайда 39 Орфографическая зоркость – это умение видеть фонему в слабой позиции. В начально
Описание слайда:

Орфографическая зоркость – это умение видеть фонему в слабой позиции. В начальной школе прослеживается позиционный принцип русской орфографии (написание большинства орфограмм зависит впрямую от морфемы, в которой они встречаются). Морфема — это самая маленькая значимая часть слова. Самая главная морфема — это корень, несущий основной смысл слова. Остальные морфемы, несущие “смыслиночки”, — приставка, суффикс, окончание — называются аффиксами.

№ слайда 40 Выбирая правильное написание, пишущий должен установить, в какой части слова нах
Описание слайда:

Выбирая правильное написание, пишущий должен установить, в какой части слова находится орфограмма. Если орфограмма в корне – ищет проверочное слово. Написания приставок и суффиксов запоминаются. Написание окончаний зависит от правила проверки данной части речи.

№ слайда 41
Описание слайда:

№ слайда 42 Виды упражнений, используемые для развития орфографической зоркости Комментирова
Описание слайда:

Виды упражнений, используемые для развития орфографической зоркости Комментированное письмо Письмо с проговариванием Письмо с пропуском орфограмм. Какографические упражнения. Письмо по памяти. Работа с группой предложений по системе Федоренко. Графическое выделение орфограмм (подчеркивание) Сигнальные карточки (круг- сигнал) Перфокарты. Предупредительный, объяснительный, зрительный диктанты, письмо по памяти. Выборочный диктант, выборочное списывание Взаимосвязь звуко - буквенного анализа, разбора по составу с орфографическим разбором. Диктант «Проверь себя». Подготовка заданий на изученное правило для товарища. Взаимоконтроль по процессу при работе в парах. Анализ заданий и текста упражнений Корректировка письма.

№ слайда 43
Описание слайда:

№ слайда 44 Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный пери
Описание слайда:

Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания. Ввести понятие “опасное место”, чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки. Развивать фонематический слух. Прививать интерес к чтению. Развивать словарный запас детей. ВЫВОД

№ слайда 45 Повышение эффективности орфографической работы за счет последовательного формиро
Описание слайда:

Повышение эффективности орфографической работы за счет последовательного формирования у учащихся орфографической зоркости и орфографического самоконтроля.

№ слайда 46 Литература Львов, М.Р. Правописание в начальных классах – М.: Просвещение, - 199
Описание слайда:

Литература Львов, М.Р. Правописание в начальных классах – М.: Просвещение, - 1990 Рамзаева Т.Г. Русский язык. 4 кл.: Кн. Для учителя – М.: Дрофа - 2001. Передовой педагогический опыт: творчество учителей начальных классов – Барнаул: АКИПКРО - 1994. Бетенькова Н.М. Стихотворные упражнения как средство развития орфографического навыка // Начальная школа №6, 1991.

Скачать эту презентацию


Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru