Дисграфия – одна из наиболее частых причин неуспеваемостимладших школьников Цель: Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок и методами их устранения
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Причины дисграфии органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздывание созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития
неблагоприятные внешние факторы неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка.
Письмо - это многоуровневый процесс.Структура этого процесса зависит от вида письма. диктантсписываниеизложение и сочинение
Диктант 1. Восприятие слуховое: Услышать фразуЗапомнить Повторить 2. Анализ и синтез: Разбить фразу на слова. Последовательно выделять каждый звук Вспомнить букву, обозначающую этот звук. Вспомнить, как пишется слово. Представить «печатный» образ слова.
3. Письмо: Чётко и последовательно диктовать себе по слогам. Писать буквы, используя визуальный и кинестетический контроль. 4. Проверка: Пробежать глазами, проговаривая внутри себя, следить ручкой, чтобы удержать полный контроль над письмом – зрительный, аудиальный, кинестетический.
Списывание 1. Восприятие зрительное:Прочитать фразу,ЗапомнитьПовторить2. Анализ и синтез:3.Письмо.(Типичная ошибка – дети «перерисовывают» по одной букве не только не диктуя себе, но даже не прочитывая слово).
Сочинение и изложение 1.КонструированиеВнутреннее оформление мысли в слова.Повторение и выделение части этой мысли. Составление предложения.Внешнее проговаривание части предложения.2. Анализ и синтез.3.Письмо:4. Проверка:
Акустическая дисграфия: Замены букв, обозначающих акустически сходные звуки . Причины: Затруднения в слуховой дифференциации звуков речи. Нарушения произношения ( не всегда).
Типичные ошибки Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик» или «удюг» вместо «утюг»).Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день» или «клюмба» вместо «клумба»).Разнообразные замены в группах свистящих (С, 3, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков: «сапка» вместо «шапка»; «зук» вместо «жук»;Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных (Р, РЬ, Л, ЛЬ): «глачи» вместо «грачи»; «ледиска» вместо «редиска»;Орфографические ошибки (Парные согласные. Смягчение согласных при помощи гласных и мягкого знака)
Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами. Затруднения в анализе речевого потока. Недостаточное овладение навыками языкового анализа и синтеза.
Типичные ошибки пропуски букв в словах («лто» вместо «лето»);вставка лишних букв («стлол» вместо «стол»)перестановка букв («вебра» вместо «верба»)»пропуск слогов в словах («гова» вместо «голова»); .вставка лишних слогов («гололова»); перестановка слогов («мотолок» вместо«молоток»)слияние нескольких слов в одно слово(«детиигралиналугу»); разделение одного слова на части («у тюг», «о кно»).
Приёмы формирования звукового анализа и синтеза различать гласные- согласные, определять твёрдость-мягкость согласных,последовательно называть звуки в слоге,составлять схему слога.Делить слова на слоги, определять количество слогов и их последовательность.Выделять гласные,Определять количество звуков в каждом слоге и общее количество звуков в слове.
Последовательно называть звуки в слове, определять каким по счёту стоит заданный звук.Составлять схему слова.Узнавать слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных звуков или слогов.Образовывать новые слова с помощью «наращивания» звуков, слогов ( рот – крот, пол – полка) Образовать новые слова путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук, слог (дом –сом, лом; сок –песок –носок)Письменные задания: вставить пропущенную букву, выбрать нужную букву, найти «опасные буквы».
Упражнения для преодоления замен букв. Писать под диктовку по 3 слога (ша-са-ша, ми-мы-ми)Определить каким по счёту стоит звук в слове, затем написать слово и проверить ( с-5, ш-3 – пушистый).Графический диктант - составить схему предложения и подписать буквы С-Ш над теми словами в которых есть эти звуки.Записать диктуемые слова в два столбика под буквой С или Ш.Выбрать или придумать и записать слова с буквой С, а затем — с буквой Ш. Выбрать или придумать и записать слова, в которых содержатся сразу оба дифференцируемых звукаВставить вместо точек пропущенные в словах буквы С или Ш (капу-та, ко-ка, -умка)
Оптическая дисграфия Замена букв по принципу оптического сходства и искажённое их написание Ребенок, как бы не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.
Буквы, состоящие из однотипных элементов. в рукописном шрифте это: г, п, т, р; и, ш ; ц, щ ; б, в, д, у, з буквы отличаются различным количеством совершенно одинаковых элементов (и, ш, ц, щ), разным расположением их в пространстве (ш, т, в, д) кроме одинаковых, есть дополнительные элементы (и, ц; ш, щ).
Типичные ошибки В недописывании элементов букв В добавлении лишних элементов.В написании вместо нужного элемента относительно сходного с ним. В неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу.Полные буквенные замены касаются в основном сходных по начертанию букв.
Для различения сходных по начертанию букв можно предложить следующие задания: Сравнить картинки, найди отличия.«Зашумлённые» рисунки – найди птиц среди ветвей.Выбор из всех букв алфавита, сходных по начертанию букв. Называние написанных рядом сходных по начертанию букв (печатных и рукописных). Узнавание недописанных букв.
Узнавание букв, наложенных друг на друга.Конструирование букв из элементов.Найди неправильные буквы.Переделать букву, сделать из одной буквы другую.Письмо под диктовку оптически сходных букв, а также слогов и слов, включающих эти буквы.Расшифруй слово.Найди ошибки.
Расшифруй и запиши слова. 1 = б ! = д по!1оро!ок, 1лю!о, 1у!ильник, !о1ро!ушный.2 = п 3 = т 2арЗа, 2лоЗник, 2оЗо2, 2лоЗ.|| - п ||| - т ||ор|||ной ||ос|||авил за||ла|||ку на ||аль|||о.Исправь ошибки, найди правильное слово.бубина дудина будина бидуна дубина дубна Найди и исправь ошибкиВоп таучок тлепёт понкую паупинку. Обнажбы лесоруды свалили дуд.
Расшифруй и запиши слова. Найди лишнее слово стул кресло муха шкаф
Аграмматическая дисграфияЗадержка речевого развития Бедный словарный запас и неумение грамматически правильно связывать слова между собой.
Типичные ошибки Слитное написание слов в предложениеПропуски, замены или слитное написание предлогов.Ошибки согласования в роде, числе и падеже.Неправильное построение предложения.Трудности при подборе проверочного слова.
Основные направления работы: Уточнение и обогащение словаря.Подобрать синонимы, антонимы.Подобрать глагол, прилагательное к существительному.Образовывать прилагательное от существительного.Образовывать глаголы с различными приставками.
Словообразование и словоизменение. Согласование различных частей речи в роде, числе и падеже. Добавить существительное к глаголу, к прилагательному, к числительному.Вставить пропущенное слово или предлог в предложение.Найди общую часть в однокоренных словах.Впиши приставку, окончание.Изменить часть слова (приставку, суффикс, окончание)Исправь ошибки.
Формирование структуры предложения Составление графической схемы предложения.Изменение порядка слов в предложении.Изменить одно слово в предложении.Дополнить предложение.Увеличивать предложение по одному слову.Считать слова в предложении. Назвать 3, 2, 5 и т.д. слово в предложении.Сократить предложение по одному слову.Составить из слов предложение.
Приёмы направленные на формирование орфографической зоркости. Прочитай орфографически и орфоэпически. Найди «опасные» буквы.Прочитай, запомни написание. Закрой глаза и повтори орфографически.Прочитай, назови «опасные» буквы и объясни почему надо писать именно эту букву.Проверять от конца к началу предложения.
Подчеркивать дугами слоги - слияния и полоской согласный без гласного. (ка-пу-с-та).Найди правильное слово среди неправильных.Сравни предложения (с ошибками и без ошибок). Найди ошибки.Найди ошибки самостоятельно.Спиши, выделяя «опасные» буквы.Спиши, пропуская «опасные» буквы.
Уважаемые коллеги, от души желаю Вам чтобы ваши ученики Никогда Вас не огорчали, Иногда Вас удивляли И всегда радовали