Дисграфия и пути ее преодоления
Дисграфия – частичное нарушение процесса письма при котором наблюдаются стойкие повторяющиеся ошибки.
Причины дисграфии: Патогенные факторы Наследственные факторы Органические причины Функциональные повреждения: внутренние и внешние У мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. 5-8% школьников-дисграфиков.
Симптоматика дисграфии: Речевые симптомы: ошибки на уровне букв (искажённое написание букв, замены букв, пропуски букв) ошибки на уровне слова (искажение звукобуквенной структуры слова, а именно пропуски, перестановки, добавления, персеверации букв и слогов); ошибки на уровне предложения (слитное или раздельное написание слов, аграмматизмы на письме).
Неречевые симптомы: неврологические нарушения; нарушение познавательной деятельности; нарушение восприятия; нарушение памяти; нарушение внимания; нарушение моторики; нарушение зрительно-пространственных ориентировок; психические нарушения и т.д.
Механизмы дисграфии: Фонетические дефекты речи; Недостаточность слуховых дифференцировок; Нарушение языкового анализа и синтеза; Недоразвитие грамматического строя речи; Несформированность зрительно-пространственных функций и буквенного гнозиса.
Артикуляционно-акустическая дисграфия – это дисграфия на почве расстройств устной речи, или «косноязычие в письме». Механизмом является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребёнок пишет слова так, как он их произносит. Проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям; заменах или отсутствию звуков в устной речи. Иногда сохраняется и после того, как устранены нарушения в устной речи. Причина в том, что нет достаточной опоры на правильную артикуляцию.
Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания или акустическая дисграфия. Проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушениях обозначения мягкости согласных на письме. Смешиваются – твёрдые и мягкие согласные, свистящие и шипящие, звонкие и глухие, африкаты и их компоненты:
ч-т’ «черчит, утитель» , ч-щ «хичный, чепки», ц-т «цвецёт, пцицы», ц-т’ «тьветёт, типлёнок», ц-с «куриса, рельцы», с-ш «гнёздыско, шушим», з-ж «привежли, излозение», б-п «бодарил, пельё», д-т «тавно, ситит», г-к «клавный, собага» и т.д.) О-У «звенит рочей; дедошка», Ё-Ю «клёква; перелютные птицы».
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. При данном нарушении ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделить какие-то отдельные слова и затем разделить эти слова на слоги и звуки. В итоге правильная запись слов, не говоря уже о фразах, становится невозможной. Проявляется в искажениях структуры слова и предложения.
На уровне слова: – пропуски согласных при их стечении (стрела – «трела», дожди – «дожи», кричат – «кичат»»); – пропуски гласных (санки – «снки»», «собака – «сбака»); – вставка лишних букв (стол – «стлол»); – перестановки букв (тропа – «прота», ковром – «корвом», двор – «довр») – добавление букв (весна – «весная», тоскали – «тосакали») – пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот – «гебемот», голова – «говола». На уровне предложения: – слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (Были чудные дни. – «быличудные дни». На ветвях ели и сосны. – «Наветвях елии сасны»). – раздельное написание слов (приставок, корня) – Летом по реке идут пароходы – «Летам пореке и дут парходы.» – запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова» (Цветы стояли на столе – «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ»).
Аграмматическая дисграфия. Ученик никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
На уровне слова. Искажение морфологической структуры слова, замена префиксов и суффиксов (напала – «попала», ежата – «ежонки», рука – «рукища»); Изменение падежных окончаний («много деревов»); Нарушение предложных конструкций (над столом – «на столом») Изменение падежа местоимений (около него – «около ним»); На уровне словосочетения и предложения. Нарушение согласования (сущ. + прил., сущ. + числ., – «белая облака», «весёлые день», «красивое сумка», «пять собаки», семь бабочков» и.т.д.); Нарушение согласования слов в предложении (Дети учатся в школе. – «Дети учится школе». Грибы растут под ёлками. – «Грибы растут под ёлки».).
Оптическая дисграфия. Механизмом является недоразвитие зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Проявляется: – в искажённом воспроизведении букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы) – в заменах и смешениях графически сходных букв. (По одному элементу Л-М, П-Т, И-Ш, или состоящие из сходных элементов, но различно расположенных в пространстве В-Д, Э-С) -персеверации (застревание) «За зомом росла мамина.» (За домом росла малина.) -антиципации (упреждение, предвосхищение) «Дод небом лолубым.» (Под небом голубым.)
Оптическую дисграфию подразделяют на литеральную и вербальную. Литеральная – трудности воспроизведения изолированных букв. Вербальная – воспроизведение изолированных букв сохранено, но при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв.
Дизорфография При дизорфографии у ребенка отсутствует «чутье» на орфограммы. На странице он может допустить от 15 до 60 ошибок. Ребенок знает правила, а применить не может. «чяшка», «жывот», «чюгун», «шышки»…
Устранение нарушений процесса письма
Основные задачи по коррекции дисграфии: Помочь запомнить буквы письменного шрифта. Научить соотносить звуки и буквы печатного и письменного шрифта. Научить ориентироваться на листе бумаги. Научить списывать с текста. Научить писать по слуху.
Тренировка пространственно-зрительного восприятия и зрительной памяти, а также предупреждение ошибок на уровне буквы: копирование различных фигур и их сочетаний, дорисовывание фигур; отработка понятий «право», «лево», «верх», «низ»; постановка точки в заданном учителем месте; соединение точек в заданном направлении; выкладывание букв из палочек, элементов-шаблонов, ощупывание букв; нахождение недостающего элемента, написание буквы и т.п.
Предупреждение ошибок на уровне слога: придумывание и записывание слов на заданный слог в разной позиции (сани, лиса); работа со схемой слога и запись слога к схеме и т.п. на уровне слова: отработка понятия «слово», в том числе и предлог; работа над постановкой правильного ударения в слове (протяжно тянем нужную букву); работа со схемой слова и подбор слов к заданной схеме; подбор и запись групп однокоренных слов; составление и запись слов из разбросанных слогов, букв; работа с синонимами и антонимами и т.п.
Предупреждение ошибок на уровне словосочетания: сочетание существительного с прилагательным (яблоко какое?); сочетания существительных с глаголами; сочетание существительных с числительным и т.п. на уровне предложения: составление предложений к различным схемам; работа с деформированным предложением; работа с предложением, в котором пропущены предлоги; пропуск прилагательного в предложении; пропуск наречия в предложении; пропуск глагола и т.п. на уровне текста: работа с деформированным текстом; составление связного рассказа из смешанных фраз; составление рассказа по серии картинок, по данному началу и концу, по одной картинке, по опорным словам.
Различные виды списывания: с рукописного текста; с печатного текста; осложненное заданиями логического и грамматического характера. Проведение различных видов диктантов: слуховые диктанты со зрительным самоконтролем графические диктанты.
Игры и упражнения , способствующие устранению нарушений процесса письма
Лексико-грамматический анализ: игровые приемы, способствующие формированию умения выделять предложения из потока речи, вычленять из предложения слова. «Журналисты» -сказать одним предложением что нарисовано а картинке и посчитать количество слов. «Я начну, а ты продолжи»-составляется предложение из 2 слов, а потом добавляется по одному слову, чтобы предложение было красивое, развернутое. Кто не придумал слово -выбывает. «Тишина» – педагог читает предложение, а дети поднимают цифру, соответствующую количеству слов в предложении. «Кто самый внимательный?»- Ведущий читает предложение, а дети должны определить место заданного слова в предложении(какое по счету). «Точка, найди свое место»-прочитать текст и разделить его на предложения.
Слоговой анализ и синтез: «Только гласные» – ведущий называет слова, а дети записывают только гласные. «Шифровальщики»- выделить в словах первые слоги, записать. Составить из них предложение. Улей, домик, машина, луна, жаба. (У дома лужа.) -выделить в словах ударные слоги и составить из них предложения. Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. (Голова без ума - пустая сума.) -выписать третий по счету слог. Из полученных слогов составить слово. Обозначающее часть речи. Учительница, дорога, кимоно, пение, пастила, гостеприимство. (прилагательное)
Фонематический анализ и синтез: «Узнай, кто ты»- из первых звуков сложи слово (муха, остров, лужа, одежда, день, ель, цирк) - Молодец. «Последний звук» – вычленить последний звук в слове, записать, составить слово.(кенгуру, мяч, кружки, уметь) – Учить. «Цепочка слов» – на доске записано слово, каждое следующее должно начинаться с последней буквы предыдущего слова (дом-мак-кот и т.д.) «Звук и буква» – записать в тетрадях слово в котором : 4 буквы и 4 звука; количество букв равно количеству звуков, больше или меньше) «Игра в кубик»- придумать слово, состоящее из такого же количества звуков, сколько выпало на кубике.
Развитие пространственного восприятия зрительного внимания, закрепление образа букв. «Что изменилось?»-запомнить расположение предметов, картинок и сказать что изменилось, после того как закрывали глаза. «Чего не стало?» «Что добавилось?» «Штриховка» «Лепка букв из пластилина», «Вырезание букв из бумаги» «Угадывание букв в разных положениях» (чтение слов расположенных по горизонтали, вертикали, лесенкой) «Замена рукописного текста печатным и наоборот» «Измени букву» (И-Ш, Т-П и т.д.) «На что похожа буква?»
Критерии при оценке письменных работ по дисграфии: Все подобные ошибки считаются за одну. До 6 ошибок ставится «3». За 2-4 ошибки ставится «4»
Спасибо за внимание