МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Дисграфия Студентка: 405 группы Панкова А.И. Преподаватель: Иншакова О.Б.Москва 2012г.
Дисграфия Всегда связана с нарушением фонематического принципа письма
Степени тяжести дисграфии: Легкая: 1 σ (1 стандартное отклонение)Средняя: 1,5 σТяжелая: 2 σЛегкая степень дисграфии проявляется фрагментарно, ее проявления зависят от соматического состояния и т.д.
Дисграфии вторичные первичныеВозникают на базе нарушенной речиХорошо изучены школой ЛевинойЗрительно-пространственные, Моторные и т.д.Мало изучены
Корнев также выделяет специфическую дисграфию. Это выделение спорное, т.к. кол-во ошибок > 2 σ встречается при тяжелых поражениях мозга, когда обычно не бывает высокого интеллекта и успеваемости. Специфическая дисграфия:Высокий IQ> 2 σНарушения чтения проявляются избирательно на фоне успеваемости по остальным предметамХорошо развитая речь Неспецифическая дисграфия:IQ – низкая граница нормыВыражается в разной степениТрудности по всем школьным предметам. Специфические ошибки носят частотный характер и самостоятельно не преодолеваются.Речь может быть нарушена
Типы дисграфических ошибок Замены и смешения букв, обусловленные акустико-артикуляционным сходством. Звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары (гладкой–кладкой, озере – осере)Твердых и мягких согласных, отражающихся в смешениях гласных букв по вертикали: (стебелок, радом)Замены и смешения свистящих и шипящих(чудешный, подснезники)
Аффрикатов и их компонентов: (расчвели, цудесные, светокЗаднеязычных согласных (к-х, г-х): прибехают, черемука Сонорных согласных (класив, корабрики)Гласных букв по горизонтали (цветоми, тарилками)Согласных по способу образования: п-к, с-х, т-к, Согласных по месту образования: п-м, т-н, н-л
Моторные ошибки Ошибки кинетического запуска:д-б, п-т, и-у, ч-ъ, х-ж, Графический поиск при написании букв: Лишние элементы при написании:и-ш, к-к
Недописывание отдельных элементовё-е, й-и(ё учитывается, если учитель требует писать точки)Персеверации:Согласных: стебелёлГласных: аавгустСлогов: словновноНеоднократные правильные обводки буквмак
Оптико-моторные ошибки Смешения оптически сходных букв:Они – очи, цветами - дветамиНеточность передачи графического образа буквы: Неадекватное начертание:
Оптико-пространственные ошибки Зеркальность:Реверсия формы: тол, RшаРеверсия порядка: уже – ежу, он - но Реверсия направленияНарушения наклона:
Ошибки звукового анализа и синтеза(наиболее распространенный вид ошибок, 33%) Пропуски букв:Согласных: парных глухих и звонких:цеток вместо цветок, тебельке вместо стебелькеНепарных глухих и звонких: касивыми вместо красивымиГласных: стебльке вместо стебельке, лстьев вместо листьев
Вставки буквСогласных: парных звонких и глухих:расцветли вместо расцвели, будтоны вместо бутоныНепарных глухих и звонких согласных: Повеляло вместо повеяло,Гласных:Пылывут вместо плывут, расцевели вместо расцвели
Перестановки буквХаотичные: отцевли вместо отцвелиРеверсия (зеркальная перестановка) букв в слоге: чуседные вместо чудесныеРеверсия букв в слове: ему вместо умеАнтиципация букв:Согласных: с лесной вместо к лесной, из звонкие вместо их звонкиеГласных: чедесные вместо чудесные, плувут вместо плывут
Классификации дисграфии Клинический подход: классификации М.Е. Хватцева, А.Н. Корнева.Классификация М.Е. Хватцева:Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха – сохранно списывание, но всегда нарушена устная речьНа почве расстройства устной речи, т.е. неправильного произношения звуковНа почве нарушения произносительного ритма, в результате чего у ребенка на письма появляютсфя пропуски гласных, слогов и окончанийОптическая дисграфия, вызванная нарушением/недоразвитием оптических речевых систем в головном мозге, т.е. нарушением формирования зрительных образов буквы и словаДисграфия при моторной и сенсорной афазии.
Классификация А.Н. Корнева: Дисфонологические дисграфии: А) параалическая – полиморфное нарушение звукопроизношения, смешения и замены звуков, дети пишут слова как произносят: рама – лямаБ) фонематическая дисграфия – ошибки письма у детей с нормальной речью, при которых доминируют смешения и замены оппозиционных звуков.2. Метаязыковая дисграфия – в основе лежат нарушения металингвистических процессов и когнитивной обработки речевых явлений и навыков их отражения (точка, заглавная буква)3. Дисграфия анализа и синтеза, связанная с пропуском букв, перестановкой букв и звуков4. Диспраксическая дисграфия – в основе лежит невозможность овладеть графическим образом буквы, поэтому в письме ребенка появляются ошибки в виде замен букв, сходных по графическому изображению.
Симптоматические классификации:Садовникова:Ошибки на уровне буквы и слогаОшибки на уровне слова Ошибки на уровне предложения
Психолого-педагогические классификации: О.А. Токарева: в зависимости от пострадавшего анализатораАкустическая дисграфия наблюдается трудность различения звукового состава слова и слабое развитие звукового анализа и синтеза => в письме у детей встречаются частые смешения, замены, пропуски, перестановкиОптическая дисграфия вызвана неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Дети не узнают отдельные буквы, не соотносят их с определенными звуками и не осознают их как графемыМоторная дисграфия – наблюдается затруднение в тех движениях, которые совершает рука при письме. Ученик может забывать, как изображается буква и поэтому воспроизводить ее при письме неверно.
Классификация Р. И. Лалаевой Артикуляционно-акустическая дисграфия – ребенок пишет так, как слышит, в письме появляются замены, пропуски букв, соответствующие произношению ребенкаДисграфия на основе нарушения фонемного распознавания – это дисграфия, проявляющаяся в заменах букв, близких по звучанию звуков: свистящие-шипящие, твердые-мягкие, глухие-звонкие. В устной речи этих нарушений уже нет.Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Проявляется в нарушениях слогового анализа, фонемного анализа и при нарушении деления предложений на словаАграмматическая дисграфия связана с несформированностью грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщенийОптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса и пространственных представлений.