Дефис между частями слова в наречиях
по- -и -ему в- -ых -их во- кое- -то -либо -нибудь -ому повторы слова или основы, синонимы по-южному в-пятых кое-когда зачем-то нежданно-негаданно !!! душа в душу
Запомните! Я работаю по-новому. Я еду по новому шоссе. Отличайте наречия от прилагательных и местоимений с предлогами как? по какому?
Проверьте себя! По столичному парку гуляют дети. по какому? Оля одевается по-столичному. как? _ ._._ . _ . _ . _ . _ ._ . _ . _ . _ . _ Маша сверила время по своему будильнику. по чьему? Коля все всегда делает по - своему. как? _ ._._ . _ . _ . _ . _ ._ . _ . _
185. Образуйте однокоренные наречия, соответствующие схеме другой, иной, новый, зимний, мой, наш, свой, русский, дружеский, немецкий, казацкий, лисий, волчий, медвежий ПО – - ОМУ - ЕМУ - И
Действовать (по)своему плану – поступать (по)своему, оставить всё (по)прежнему – идти (по)прежнему маршруту, (по)весеннему ярко – (по)весеннему небу, расстаться (по)доброму – (по)доброму обычаю, (по)другому поводу – сказать (по)другому. 186. Запишите данные пары словосочетаний, раскрывая скобки. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова
Пишутся слитно! 1) Наречия пишутся слитно, если они образованы от прилагательных с помощью приставки по- и суффиксов – у, - оньку, - оньку: помаленьку, потихоньку, подолгу. 2) Наречия в форме сравнительной степени с приставкой ПО - : получше, похуже, поменьше.
Упражнение 188. Образуйте наречия от порядковых числительных первый, второй, третий. Объясните правописание этих наречий, выделите в них приставки и суффиксы. Составьте с этими словами пары предложений, в одних из которых данные слова являлись бы числительными с предлогом в(во), а в других – наречием с приставкой в – (во –). Такие слова выделяются с двух сторон запятыми.
189. Объясните правописание данных наречий. Как вы думаете, для какой речи – книжной или разговорной – они характерны? Употребите их в составе предложения или предложения. Мало(мальски), подобру(поздорову), крепко(накрепко), видимо(невидимо), полным(полно), шиворот(навыворот), мало(помалу), чуть(чуть), перво(наперво), нежданно(негаданно), давным(давно).
190. Выпишите, раскрывая скобки, сначала местоимения, а затем наречия. Определите разряд местоимений и наречий. (Кое)как, (кое)кто, (кое)когда, (кое)с(кем), как(либо), (кое)в(чём), где(нибудь), какой(нибудь), как(то), откуда(то), чей(то), почему(то), куда(либо), с чем(либо), зачем(либо), откуда(нибудь).
191. Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис. Совсем мало, немножко – …, небрежно, как попало – …, неизвестно куда – …, очень давно – …, на немецком языке – …, не так, как раньше – …, в первую очередь – …, очень крепко – …, много, полно, набито доверху – …, неожиданно, вдруг, внезапно – …, поневоле, хочешь не хочешь – …, наоборот – …, очень много – …, чуть, только немного – … О б р а з е ц: с трудом, насилу – еле-еле.
192. Спишите слова, раскрывая скобки. Объясните их правописание. Какие слова можно написать по-разному? Почему? (Во)первых, (во)вторых, (по)раньше, (по)китайски, (по)вашему, (по)просту, (по)всякому, (по)волчьи, мало(помалу), долго(долго), где(то), когда(нибудь), как(никак), (по)тихоньку, (по)осеннему, (по)ровну.
Народное всегда красиво — песня ли, игрушка ли, наряд ли. Почему так? К примеру, сделал человек из глины самую первую свистульку. Понравилась свистулька другому – и он себе сделал, но не точь – в – точь, а по – своему, где-то что-то чуть-чуть изменил, человек-то он другой. Если изменение было на пользу, то третий уже делал свою свистульку по образцу второго и тоже где-то что-то чуть-чуть менял. Получается так: сотни лет разные мастера над одной свистулькой трудятся. Хорошее всё добавляют, а плохое не пускают. Вот почему свистулька красива. 193. Прочитайте текст. Найдите слова с дефисным написанием. Почему они пишутся через дефис? К каким частям речи они относятся? Выпишите только наречия и укажите способ их образования.
2. Внимательно рассмотрите свистульки. Найдите отличия и прокомментируйте их, используя наречия по-разному, по-другому, по-иному, по-новому и т.п. Какие изменения в свистульки вы внесли бы? 3. Выполните морфемный разбор слова свистулька. Запишите несколько однокоренных слов. Какими морфемами они различаются? Объясните разницу в их значениях. 4. В каких формах употреблено в тексте слово свистулька? Выпишите их, укажите грамматические значения. 5. Числительные каких разрядов встретились в тексте? Определите их падеж. 6. Является ли числительным слово сотня? Задания по тексту.
7. Р.р. Подумайте, какие народные промыслы вы знаете. Слышали ли вы о дымковской, абашевской, каргопольской, филимоновской игрушках? Почему они так называются? Чем различаются? Подготовьте сообщение об одном из промыслов, используя наречия в описании работы мастеров. Задания по тексту.
Домашнее задание. § 24, с. 143 – 144 Упражнение 187.
Рефлексия.