Что говорит газетный заголовок о событии? Специально для слушателей летних курсов «Русский после школы» Автор – ассистент кафедры журналистики и русской литературы ХХ века Светлана Викторовна Мохирева [email protected]
1. Что такое заголовок? Заголовок должен отражать самую суть и самую «соль» текста Заголовок – это «витрина» журналистского материала
Использование ПФ в игровых заголовках трансформация ПФ (сокращение, расширение или «переделка» исходного текста): 1. Давай, давай, наяривай (Николай Расторгуев готовится праздновать 55-летие) 2. Не думай о секундах
Заголовки могут создаваться с помощью различных графических элементов Заголовок-вопрос: Где «растут» будущие студенты? Счастье. Какое оно? Заголовок-восклицание: Дарим добро другим во благо! У нас – «золото»! Спасибо, молодость! Заголовок-цитата: «Курение и хамство на рейсах – сплошь и рядом» (интервью с главой «Аэрофлота»)
Заголовок может актуализировать субъекта (организатора действия, ключевое лицо события): Шойгу начал реформу военной полиции Звезды просят у Госдумы защиты от папарацци КемГУ работал для сирот
Событие - авария на АЭС «Фукусима-1» (Япония, март, 2011 год).
Выражение сопереживания Японии и японскому народу Центральную роль в этом аспекте играет Россия - страна-друг, готовая прийти на помощь: «По-соседски»; «Российские спасатели вылетят в Японию»; «Танкеры против стихии» (Дмитрий Медведев поручил правительству помочь Японии топливом»); «Отставить панику!»; «Чем и как помочь соседям?»; «Помощь по всем направлениям»; «Волна сострадания»
Так о чем же говорят заголовки? Заголовки - структурные элементы текстов - создают определенную мозаику действительности, пеструю и многообразную картину реальности, в совокупности показывая аудитории всю многогранность события и полярность его восприятия