Учебное занятие по русскому языку Особенности русского ударения. Акцентологические нормы Орлова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Илькинская СОШ» Меленковского района Владимирской области
В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим. Н. М.Карамзин Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. Д. С. Лихачёв
Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений)
Особенности русского ударения. Акцентологические нормы Нормы ударения в современном русском языке многолики и нелегки. Б.Н.Головин.
Акцентология – раздел языкознания, посвященный изучению ударения. Акцентологические нормы – правила постановки словесного ударения
Подвижность – способность ударения при изменении формы слова передвигаться с одного его слога на другой Произнеси правильно:
Свёкла Шофёр Магази н Медикаме нты
Особенности русского ударения Подвижность Разноместность ?
Особенности русского ударения Подвижность Разноместность Изменчивость
1.Столяр 1.Столяр 2.Завсегдатай 3.Августовский 4.Мусоропровод 5.Туфля 6.Намерение 7.Тяжба 8.Квартал 9.Соглядатай 10.Избалованный 11.Гастрономия 12.Жердочка 13.Корысть 14.Бряцать 15.Завидно 16.Танцовщица 17.Эксперт 18.Знахарь 19.Дояр 20.Сливовый 21.Сетчатый 22.Ломтями 23.Пломбирует 24.Закупоривает 25.Ходатайством 26.Уведомили 27.Приняла 28.Мытарства 29.Облегчит
Акцентологические варианты (дублеты) слова с так называемым двойным ударением: Иначе, тефтели, баржа, петля ина че – и наче те фтели – тефте ли ба ржа – баржа пе тля - петля
Ирис замок атлас мука гвоздики хлопок
и рис - ири с замо к –за мок а тлас – атла с мука - му ка гво здики –гвозди ки хло пок – хлопо к
Омографы – разные слова, совпадающие в написании, но различающиеся в произношении Семантические варианты – пары слов, в которых разноместность ударения предназначена для различения смысла слова
Знак ударения в письменном тексте обычно не ставится. Почему же он поставлен в данных предложениях? 1. Что это тут, духи или духи? (Л.Н. Толстой) 2. Дела в приказе Большого дворца было много, и дела путаные. (А.Н. Толстой) 3. И чувства и мысли так и остаются не столько несказанные, сколько несказанные. (А.Эфрон) 4. Я приехал в Москву, плачу и плачу. (П.Вяземский) 1. Что это тут, духи или ду хи? (Л.Н. Толстой) 2. Де ла в приказе Большого дворца было много, и дела путаные. (А.Н. Толстой) 3. И чувства и мысли так и остаются не столько неска занные, сколько несказа нные. (А.Эфрон) 4. Я приехал в Москву, плачу и пла чу. (П.Вяземский)
Афера, новорожденный, опека, осужденный, углубленный Поставить точки над ё Афера, новорождённый, опека, осуждённый, углублённый
Омографы также возникают за счет того, что в текстах обычно не проставляют точки над ё Совершенный , падеж, небо, поем, все Совершённый , падёж, нёбо, поём, всё
Выполни тест 1 вариант 2 вариант 1.Сколько слов будут являться омографами? стоящий, мука,горе, змея, хлопком, село? (А) 2;(Б) 3;(В) 4;(Г) 5; (Д) 6. 2. В скольких словах букву е можно читать и как е, и как ё: вел, мел, сел, осел, дел? (А) в одном; (Б)в двух; (В)в трёх; (Г) в четырёх; (Д) в пяти. Ключ: 1 – Д; 2 - В
Нормативно-хронологические варианты – это пары слов, в которых разноместность связана с временны м периодом употребления данного слова в речи: но жны – ножны безу держный – безуде ржный случа й – слу чай библио тека – библиоте ка жа воронок – жаворо нок украи нский – укра инский ра курс – раку рс
Памятка «Говори правильно» - следи не только за тем, что сказать, но и как сказать; - говоря вслух, слушай себя как бы со стороны – это позволит избавиться от некоторых произносительных ошибок; - если сомневаешься в правильности произношения того или иного слова, посмотри в орфоэпический словарь или спроси у учителя; если такой возможности в данный момент нет, замени слово синонимом; - чаще произноси «трудные» слова вслух; - тактично исправляй ошибки в речи своих друзей и близких; - учись говорить правильно у дикторов радио и телевидения, актеров; - помни, что говорить с ошибками так же стыдно, как и писать.
Домашнее задание Выучить слова из акцентологического минимума Написать эссе о функции ударения в речи
Саморефлексия Продолжи предложение: Сегодня я узнал (а)… Было интересно… Было трудно… Я выполнял (а) задания… Я понял (а), что… Теперь я могу… Я почувствовал (а), что… Я приобрел (а)… Я научился… У меня получилось … Я смог (ла)… Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось…
Благодарю за работу!
http://otvet.mail.ru/question/8950http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B0_%D0%93%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE5401 http://rvb.ru/18vek/karamzin/2hudlit_/01text/vol2/02criticism/57.htm https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=6&ved=0CDcQFjAF&url=http%3A%2F%2Ffestival.mggu-sh.ru%2Fmodules%2Fget-file.php%3Fid% http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang/rl5.html main.isuct.ru/files/Lecture%202.doc https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D1%8B http://www.plam.ru/azikoved/russkii_jazyk_i_kultura_rechi_shpargalka/p47.php https://docs.google.com/document/d/1Lq4u5L9_HdGaElRequJveY457HtyUQd1st3LqUeyIL8/edit?pli=1
http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B0_%D0%93%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/2464 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%90._%D0%A1._%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0_(%D0%9A%D0%B8%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9) http://nearyou.ru/kbrullov/5Krylov.html http://www.gramota.ru/