Зарубежные и отечественные воспитательные системы Понятие воспитательная система имеет сложную, многогранную структуру.
Воспитательная система - это взаимодействие основных компонентов воспитания: субъекты, цели, содержание, способы деятельности, отношения, с другой - это целостный социальный организм, обладающий определенным образом коллективной жизни, психологическим климатом.
В современном мире существуют многообразные воспитательные системы. Каждая из них имеет свою теоретическую модель, основанную на конкретном философском учении.
Вальдорфская в.с. Вальдорфские школы существуют с начала XX в., и их популярность растет. Исходя из антропософского учения, главная идея которого заключается в том, что человек является отражением трех миров, единством трех тел — физического, духовного и душевного, Рудольф Штейнер, основатель этих школ, стремился создать школу, в которой становление личности ребенка осуществлялось бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой и окружающим миром.
В вальдорфской педагогике стержнем развития личности является культура. При этом под культурой понимают все, что окружает людей. Религия, фольклор, различные ремесла, занятия музыкой, изобразительными видами искусства, театр, интегрированные знания о мире составляют основу содержания разнообразной деятельности учителей и школьников.
Вальдорфские учителя — это высокоэрудированные, прекрасно подготовленные специалисты. Они считают, что главное в образовании — развитие способности чувствовать, умения творчески созидать, знание природы и развитие художественного вкуса.
Воспитательная система школ глобального образования. Наиболее разработанными моделями глобального образования являются модели Р.Хенви и М.Боткина, которые дополняют друг друга.
Суть глобального образования — это совокупность следующих факторов: формирование непредвзятого взгляда на мир, осознание состояния планеты, кросс-культурная грамотность, осознание динамики мировых процессов, осознание возможностей выбора.
Модель М. Боткина состоит в переходе от бессознательного приспособления к миру, характерного для традиционного обучения, к сознательному предвосхищению, которое обеспечивается инновационным подходом.
по У. Книпу : К приоритетам средней школы У. Книп в первую очередь относит широту восприятия мира, возможности специализации и совершенствования базисных навыков и умений на более высоком уровне. К последним относят такие умения, как получать и перерабатывать информацию, решать проблемы, критически мыслить, участвовать в общественной жизни, пользуясь родным и иностранным языком.
К приоритетам средней школы У. Книп в первую очередь относит широту восприятия мира, возможности специализации и совершенствования базисных навыков и умений на более высоком уровне. Восприятие мира можно сделать всеобъемлющим за счет изучения естественно-научных, математических, социальных систем, изучения различных культур и этических ценностей в русле общегуманитарных наук, изучения насущных проблем человечества в контексте естественных и социальных наук,
Принципы системы: Социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. Идеи коллективного творческого воспитания, как коллективная организация деятельности, коллективное творчество, коллективное целеполагание, ситуации-образцы, эмоциональное насыщение жизни коллектива, общественная направленность деятельности коллектива.
Воспитательная система «общей заботы» Предполагает систему коллективных творческих дел. Коллективное творческое дело — ее главный метод, который складывается из совокупности приемов, действий, выстроенных в определенной последовательности.
Идея «общей заботы» перекликается с идеями Л. Кольберга в «справедливых сообществах» Первоначально строилась как чисто воспитательная, вне учебного процесса, вне официальной структуры школы. В системе работают: ср.школа № 825 г. Москвы (директор В. А. Караковский), средняя школа № 51 г. Рязани (директор О.Н.Маслюк)
В организации коллективной творческой деятельности отмечаются несколько этапов: предварительная работа воспитателей; коллективное планирование; коллективная подготовка; проведение; коллективное подведение итогов; ближайшее последействие.
Воспитательная система «школы диалога культур». основателем является С. Курганов. Основные положения нового типа образования в «школе диалога культур» были сформулированы B.C. Библером:
выпускник «школы диалога культур» обладает: Не готовыми знаниями, умениями, навыками, а культурой их формирования и изменения, трансформации и преобразования должен обладать. Знаниями о путях изменения знаний, умение изменять и обновлять умение, навыки изменения и переформирования навыков.
Формирование исторически определенных и логически обоснованных начал есть основная цель курса обучения в «школе диалога культур» «Школа диалога культур» актуальна в условиях возрастания культурообразующей роли школы и образования в целом. Результатом воспитательной деятельности должна стать базовая культура личности.