Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения 900igr.net Поликарпова Л.Ф.
«Ребёнок, испытывающий радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий актам других» Б. Астафьев.
Цель: обобщить опыт работы и систематизировать эффективные способы, способствующих развитию творческих способностей младших школьников в процессе обучения литературному чтению. Задачи: 1) Изучить научно-методическую литературу по данному вопросу. 2) Выявить уровень развития творческих способностей у учащихся младших школьников. 3) Составить систему упражнений, способствующих развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. В Концепции модернизации российского образования до 2010 г. одной из первостепенных выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности. Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека. Особого внимания требует обращение к данной проблеме в начальной школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельностей. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, способные находить выход из проблемной ситуации, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому темой своего проекта выбрала «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения»
Показатели развития творческих способностей Высокий уровень интереса к урокам литературного чтения. Способность к фантазированию, воображению и моделированию. Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах. Проявление радостных эмоций во время работы. Способность переживать ситуацию успеха; наслаждаться процессом творчества. Проявление самостоятельности в работе. Умение преодолевать возникшие трудности.
Задачи учителя: Сочетать учебную деятельность, с развитием индивидуальных задатков учащихся. Замечать любые творческие проявления учеников. Создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе. Использовать на уроках и внеклассных мероприятиях творческие задания.
Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий. Мотивационно - потребностный критерий - характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий. Деятельностный критерий - выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно. Критерии уровня развития творческих способностей младших школьников: Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий. Мотивационно - потребностный критерий - характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий. Деятельностный критерий - выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.
Каждый из критериев имеет систему показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по данному критерию. Критерии Показатели Средства измерения Когнитивный 1.Знание понятия «творчество» и оперирование с ним. 2. Наличие представлений о творчестве и творческих способностях. Тестирование Методика "Наборщик". Мотивационно-потребностный 1..Отношение к творческим упражнениям. 2.Развитие творческих способностей. 3.Стремление к самовыражению, оригинальности. Наблюдение. Методика "Составь рассказ о несуществующем животном" Деятельностный 1.Предложение новых решений в процессе учебной деятельности. 2.Проявление нешаблонности, креативности, оригинальности мышления. 3. Участие в коллективной творческой деятельности Наблюдение Метод проблемных ситуаций. Методика "Три слова"
Разновидности творческих заданий для уроках литературного творчества.
Вывод: Применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческого потенциала младших школьников